Mpk-prometey.ru

МПК Прометей
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему под ЛЭП бьет током

Почему под ЛЭП бьет током

Время от времени на просторах интернета можно встретить сообщения о том, как кого-нибудь из велосипедистов больно ударило током от собственного велосипеда, когда он проезжал под высоковольтной ЛЭП с напряжением 100кВ и более. Точных и внятных ответов на подобные запросы никто дать не может: на форумах то и дело возникают споры по этому вопросу, однако догадки на данный счет имеются у многих пользователей сети.

Одно дело, когда речь идет о шаговом напряжении, это было бы вполне понятно если бы оторвавшийся от ЛЭП провод контактировал бы с грунтом, и тогда стоя на земле кто-нибудь мог бы, случайно оказавшись не в то время не в том месте, попасть под опасное напряжение шага.

Это известный феномен, по его причине в 1928 году на ленинградской мостовой в один день погибли три лошади. Но в приводимых велосипедистами сообщениях речи о шаговом напряжении, кажется, не идет. Давайте же поразмыслим над данной проблемой более вдумчиво, и постараемся найти четкий ответ.

Почему под ЛЭП бьет током

Итак, велосипед на резиновых шинах изолирован от поверхности земли, следовательно ток с земли на велосипед попасть не может, и даже если бы по воле несчастного случая велосипедист оказался бы на месте аварии, где по поверхности земли был бы распределен какой-то реально измеряемый потенциал, его бы и в этом случае не ударило бы током.

Кроме того, согласно сообщениям, велосипедист не спускается на землю, и специально не хватается ни за какие провода, значит ни от ЛЭП, ни от других проводов ток к велосипеду напрямую не подводится. Таким образом, прямое поражение током от ЛЭП однозначно исключается. Следовательно не остается другого соображения, как принять, что напряжение на велосипеде является индуцированным. Остается понять, наведено ли оно от ЛЭП магнитной составляющей или электрической составляющей.

Если предположить, что напряжение наводится на велосипед магнитной составляющей, то вспомнив закон Био-Савара-Лапласа, мы тут же обнаружим, что даже если в момент, когда велосипедист проезжал под проводом, по высоковольтной линии тек переменный ток максимальной величиной, скажем, в 2000А, то уже на расстоянии 5 метров от провода длиной 5 метров, магнитная индукция в своей амплитуде составила бы всего лишь около 40 мкТл, этого хватит разве что на то, чтобы слегка дезориентировать стрелку магнитного компаса. А уж о способности навести напрямую без трансформации сколь-нибудь ощутимое напряжение на велосипедную раму длиной 1 метр… об этом даже говорить уже не приходится. Вариант с электромагнитной индукцией отбрасывается как невозможный.

Велосипедист под ЛЭП

Остается электростатическая индукция. А вот для этого все возможности есть. Если предположить, что высоковольтная линия с напряжением 220000 вольт проходит над поверхностью земли на высоте 8 метров, надежно изолирована от нее, значит между проводом и землей есть переменное электрическое поле, напряженность которого распределена примерно линейно по высоте, и в амплитуде может достигать 27500 вольт на метр, то есть 275 вольт на сантиметр.

И хотя велосипед не контактирует с землей — это как раз то условие, когда от него велосипедиста все равно будет дергать током. Велосипед здесь выступает нижней обкладкой конденсатора, а велосипедист — верхней обкладкой. Этот конденсатор, с диэлектриком в виде воздуха и одежды велосипедиста, внесен в переменное электрическое поле и все время этим полем перезаряжается. И стоит велосипедисту случайно в момент, когда этот конденсатор заряжен, соприкоснуться с велосипедом, как он почувствует разряд. Убить — не убьет, но неприятные ощущения однозначно будут.

Если бы человек стоял под ЛЭП голыми ногами на земле, то он бы ничего похожего не почувствовал, так как все его тело приобрело бы нулевой потенциал земли. А стоя на земле под ЛЭП на тонком резиновом коврике, он бы получил похожий удар, коснувшись пальцем земли возле коврика. Так и с велосипедом, где слой диэлектрика (читай — костюм велосипедиста) довольно тонок, следовательно электроемкость получившегося конденсатора не так мала, как может показаться с первого взгляда.

Ноль бьет током — в чем причины

Почему ноль бьет током: причины, откуда напряжение на нуле

Удар током можно получить, касаясь сразу к двум оголённым проводникам, к фазе и нулю. Также, поражение электрическим током происходит в том случае, когда есть контакт с землей и фазой.

Птицы не получают удар током сидя высоко на фазе по той причине, что отсутствует второй проводник, ноль либо земля. Однако случаются и такие ситуации, когда в розетке оказывается сразу две фазы. Проверить это достаточно просто, если взять в руки индикаторную отвертку.

Скажем так, что проблема достаточно распространённая. Ноль может бить током даже в тех случаях, когда индикатор ничего не показывает. Достаточно стоять голыми ногами на полу или прикасаться рукой к стене и нулю, чтобы получить внушительный разряд током.

Почему ноль бьет током?

Почему так происходит? Откуда напряжение на нуле? В чем могут быть проблемы? Давайте разбираться.

Почему ноль бьет током?

Недавно со мной произошёл интересный случай. В общем, занимался я монтажом карнизной планки и случайно попал при бурении стен в провод, который питал светодиодный фонарь на улице.

Провод задел буром аккуратно, так, что не повредил сразу два провода, а только изоляцию. Когда подключил прожектор то, заметил, что светодиоды светятся даже в том случае, если выключатель отключён.

Почему ноль бьет током?

Правда, перед этим, когда я подсоединял фонарь, меня немного ударил ноль, хотя автоматические выключатели я соответственно отключал перед этим. К чему это я? Да все к тому, что первой причиной того, что ноль бьет током, это повреждение проводки и утечка потенциала на ноль.

В таком случае на индикаторе будет гореть лампочка, поскольку на ноль попадает фазное напряжение.

Кроме этой причины, ноль может бить током и вследствие:

  • Обрыва нейтрали;
  • Из-за неправильно подключённой электропроводки в щитке;
  • Вследствие нарушения изоляции.

Рассмотрим более подробно данные проблемы, из-за которых ноль может бить током.

Обрыв нуля

Обрыв нейтрали является самой опасной проблемой, которая может произойти. В таком случае опасный потенциал оказывается сразу на двух проводниках.

Обрыв нуля

Часто обрыв происходит вследствие отгорания нуля в квартире или щитке. Важно знать! Что для возникновения опасного напряжения на нуле в данном случае, достаточно чтобы в розетку был включён хоть один из потребителей.

Замыкание фазы на нуль

Часто происходит и так, что вследствие повреждения проводки и изоляции, фаза замыкается с нулём. Конечно же, в таком случае должен сработать автоматический выключатель.

Замыкание фазы на нуль

Однако при чрезмерной длине проводов и неправильно подобранном номинале автомата такое часто не происходит, что ведёт к возникновению других, не менее опасных проблем. Поэтому чаще всего это все-таки повреждение фазного провода в стене, через который ток уходит на ноль и тот начинает бить током.

Перекос фаз

Также данная проблема, так или иначе, может быть связана с перекосом фаз. Перекос фаз — это неравномерное распределение нагрузок между тремя фазами, в результате чего на нуле появляется так называемый «уравнительный ток».

Перекос фаз

В том случае, если электропроводка старая, то разница между потенциалами на нулевой клемме может достигать 30 Вольт и более, что вполне достаточно для неприятного удара электрическим током.

«Они горят? Они бьются током?» Отвечаем на самые нелепые вопросы об электромобилях

— Это так же невозможно, как и пробовать напрямую подключить USB-C к MicroUSB. Дело в том, что каждому разъему соответствуют определенный тип зарядной станции и марка автомобиля. Так, для «медленной» зарядки на самых простых станциях используются разъемы стандарта J1772 Type 1 и Mennekes Type 2. Первый получил распространение в Японии и Северной Америке, и его поддерживают Smart, Chrysler, GM, Ford, Toyota, Honda, Nissan и Tesla. Второй применяют для зарядки переменным током (АС) в Европе и США — с ним работают Аudi, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Porsche, Volvo и Volkswagen.

Для «быстрой» зарядки постоянным током на мощных станциях требуются разъемы стандарта CHAdeMo и CCS Combo 2. Первый распространен в основном в Японии и присутствует на моделях BD Otomotive, Citroën, Honda, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Subaru, Tesla (с адаптером) и Toyota. А вот со «вторым комбо» работают немецкие, шведские и американские производители.

Кстати, «медленные» станции зарядки Mode 3 имеют разъемы Mennekes Type 2, а «быстрые» Mode 4 — CCS Combo 2 и CHAdeMo. Значит, на них могут заряжать батареи наиболее распространенные модели электромобилей.

Электромобиль физически нельзя подключить к разъему, который он не поддерживает. Но даже если и представить себе такую изобретательность, то станция просто не начнет процесс зарядки.

2. Может ли автомобиль сгореть на электрозаправке?

— Такие прецеденты хотя и редки, но были, например, в Норвегии, где более половины водителей ездят на электромобилях. Основная причина происшествий — механическое повреждение аккумуляторной батареи. При этом возможность возгорания в процессе зарядки минимальна, так как электромобиль и зарядное устройство имеют несколько уровней защиты и оснащены многочисленными системами безопасности для предотвращения короткого замыкания.

3. Может ли ударить током при зарядке электромобиля?

— Нет, так как электромобиль и зарядное устройство обладают многоуровневой защитой. Зарядная сессия не начнется, пока соединение не будет надежно защищено. То есть ток пойдет только тогда, когда электромобиль и зарядное устройство убедятся, что все безопасно. И наоборот, когда коннектор вытаскивают из разъема, электричество перестает подаваться перед его открытием. Также электрокар можно заряжать под дождем, а если он попадет в пруд или бассейн (такое, кстати, тоже случается), электрического разряда не произойдет.

4. А может зарядная станция перегреться от долгой работы?

— «Быстрые» зарядные станции оснащены внутренней системой охлаждения, рассчитанной на выдаваемую мощность. С технической точки зрения вероятность перегрева минимальна. Если в теории зарядная станция все-таки перегреется, то она просто отключится. Так же, как это делают современные смартфоны или пылесосы, то есть вреда не будет.

5. Может ли что-то замкнуть и загореться во время зарядки?

— Такая ситуация крайне маловероятна. Опять-таки благодаря системе защиты самой станции и электромобиля, а также необходимости установки надежного соединения, чтобы пошел ток. Кроме того, на зарядной станции находится кнопка аварийной остановки зарядной сессии. То есть в любой момент процесс можно остановить.

6. Чем отличаются обычные зарядки от ускоренных и супербыстрых?

— На «медленных» станциях переменного тока можно подпитать аккумулятор за 3−6 часов в зависимости от модели и типа зарядного устройства. На «быстрых» станциях постоянного тока зарядка происходит гораздо быстрее. В среднем она занимает от 30 до 60 минут. Такие станции уже есть в сети «Белоруснефть» в Минске и регионах.

«Супербыстрые» станции мощностью до 475 кВт — это «заправки будущего». Их планируется развивать в Беларуси в обозримом будущем — до 2026 года. Скоростная зарядка электрокара на 250 километров последующего пробега займет около 8 минут. Такие станции появятся в Минске, областных центрах и вдоль основных магистралей. Каждый комплекс будет включать 5 зарядных устройств общей мощностью около 2 мегаватт. Кстати, только одна компания в мире (Ionity) в тестовом режиме установила «супербыстрые» станции. Кроме того, их поддерживают лишь несколько моделей электромобилей.

7. Все ли электромобили можно зарядить на «быстрой» станции?

— Все зависит от того, какое зарядное устройство установлено в электромобиле. Например, если в Nissan Leaf стоит одна медленная зарядка J1772 мощностью до 7 кВт, то тогда электрокар можно заряжать только на зарядной станции начального уровня в течение 3−4 часов либо от бытовой розетки, что занимает порядка 8 часов.

Если в электромобиле установлено лишь зарядное устройство CHAdeMO мощностью до 100 кВт, то пополнить батарею можно только на «быстрой» зарядной станции за 15−20 минут (с нуля до 80%). Если учесть, что на заправку обычно приезжают не с пустой батареей, то в реальности времени понадобится еще меньше.

В электромобиле могут быть два зарядных устройства — «быстрое» и «медленное». В этом случае можно пользоваться любой станцией. Обычно такую конфигурацию приходится докупать в качестве опции.

8. Сколько стоит одна «электрозаправка»?

— Бюджет включает в себя стоимость зарядной станции, проектных и строительно-монтажных работ с учетом прокладки кабеля. А еще — расходы на аренду плоскостного покрытия под установку «электрозаправки». Если брать только «зарядный столбик», то стоимость «медленной» зарядной станции составляет около 3 тысяч рублей, «быстрой» — 40 тысяч.

9. Далеко ли в Беларуси можно уехать на электрокаре?

— К концу 2018 года та же «Белоруснефть» покроет станциями зарядки электромобилей основные автомагистрали по направлению «область — столица». Подпитать батарею можно будет через каждые 120−150 километров, что позволит свободно путешествовать по Беларуси на электрокаре. Хотя и не так быстро, как на машине с ДВС, потому что процесс зарядки все равно отнимает больше времени.

10. Реально ли экономятся деньги при «заправке» электромобиля?

— Основная статья затрат автовладельца — это топливо. Поэтому электромобиль априори экономичнее. Так, затраты автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на 100 километров в смешанном цикле составляют около 12 рублей (АИ-95 — 1,52 рубля). Тогда как зарядка электромобиля даже в домашних условиях потребует 3,7 рубля на 100 километров (1 кВт·ч — 0,1841 рубля), а большинство зарядных станций делают это бесплатно.

При годовом пробеге в 20 тысяч километров владелец электромобиля может экономить 1600 рублей. Ежегодная экономия электромобиля на дорожном сборе — еще 150−200 рублей. Кроме того, более простое устройство электромобиля позволяет экономить на техобслуживании (замене масла, фильтров, свечей зажигания, ГРМ и т.д.) в среднем 400 рублей в год. Тем самым потенциальный владелец электрокара может ежегодно экономить минимум 2200 рублей.

Если ребенка ударило током: медики скорой помощи рассказали, какие ошибки допускают тюменцы

За последние два месяца два ребенка получили электротравму: один несчастный случай произошел в ноябре, другой – в декабре. Оба пострадавших, к счастью, живы и уже выписаны из больницы.

Экстренная медицинская помощь 3-летнему мальчику понадобилась 15 ноября в 22:13 ночи. Вызывая скорую помощь, отец пострадавшего ребенка сообщил, что после удара током у сына на пальчике появились две точки. К неприятным последствиям привел, воткнутый в розетку, оголенный провод, до которого малыш дотронулся рукой. В результате неосторожного обращения с электричеством 5 декабря в 15:53 пострадал 15-летний мальчик, когда менял дома лампочку в люстре.

Дети не теряли сознание и получили изолированную электротравму: ожог возник только там, где прошла петля тока – через кисть. У 15-летнего мальчика ожог I степени – пальцы левой руки отекли и покраснели. У 3-летнего ребенка ожог III степени – указательный пальчик на левой руке стал белесоватого цвета. В обоих случая до прибытия скорой помощи родители как могли, так и помогли своим детям: мазали специальными противоожоговыми средствами, давали обезболивающие препараты.

Мазь «Декспантенол», которую папа нанес тонким слоем на обожженный пальчик малыша, предназначена для лечения ожогов, но не стоит ее наносить сразу после получения тяжелой травмы. Намного эффективнее и безопаснее – охлаждение с помощью воды, которое уменьшает зону повреждения и снимает боль. Температура холодной воды, которая течет из-под крана, примерно -10 градусов, и этого достаточно, чтобы быстро охладить мягкие ткани человека.

«После получения травмы важны первые 20 секунд, именно в этот период нужно успеть оказать первую помощь: обожжённый участок кожи погрузить в воду. Так белок в тканях не успеет разрушиться, а значит, и повреждения будут практически сведены к минимуму. А вот обезболивающие препараты не противопоказаны, если у ребенка нет на них аллергии», – рассказал медик скорой помощи.

Специалисты экстренной службы 03 советуют очевидцам быть осторожными, и перед тем как подойти к пострадавшему, убедиться в собственной безопасности. Возможно, придется отделить человека от источника тока (провод), которого он касается. Для этого нужно отключить электричество с помощью выключателя, рубильника и убрать электрический провод предметом, который не проводит электрический ток. Необходимые меры безопасности: используйте палку, доску; изолируйте руки резиновыми перчатками, сухой тканью, частью одежды.

Затем пострадавшему, который не реагирует на обращение (оклик), необходимо проверить пульс на сонных артериях. При наличии пульса – придать устойчивое боковое положение, а вот при его отсутствии – приступить к реанимации (30 надавливаний на грудину с глубиной 5-6 сантиметров, частота – две компрессии в секунду, затем – два вдоха). Если другие очевидцы еще не вызвали скорую помощь, наберите на стационарном телефоне номер 03, 112, на сотовом – 103, 112 и вызовите бригаду медиков по громкой связи, не прерывая реанимационных действий. Реанимация проводится до появления собственного пульса у пострадавшего либо до прибытия скорой помощи.

Ирина Бердюгина, пресс-служба ГБУЗ ТО «Станция скорой медицинской помощи»

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Розетка 1 м оп ната с заземл с крышкой
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector