Mpk-prometey.ru

МПК Прометей
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Розетка (декор)

Розетка (декор)

Розе́тка, розе́тта (от фр.  rosette , буквально «розочка») — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке [1] .

Подобные мотивы встречаются в искусстве древней Месопотамии, Древнего Египта, древней Персии, Индии (в виде «колеса Сансары»), Китая. Геометризованное изображение 16-лепесткового цветка жёлтой или оранжевой хризантемы является неофициальным гербом и императорской печатью Японии. Наибольшее распространение получили мотивы розеток на основе стилизованного цветка лотоса. В Древней Греции розетки украшали погребальные стелы. В греческой архитектуре дорического и в римской тосканского и композитного ордеров использовали накладные розетки из позолоченной бронзы на фризах и кессонированных потолках.

В раскопках Старой Ладоги VIII—XI веков на Северо-Западе Руси археологи находят женские украшения (подвески: колты, «височные кольца») из спиралевидных колец и «лунниц», типичных для искусства древней Скандинавиии. Розетки в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения, называют «вихревыми». Такие розетки близки древнейшим знакам огня (свастике) и воды (меандру) [2] . В древнерусском искусстве X—XII веков вихревые розетки называли «водоворот». Такие формы встречаются в изделиях по металлу древних викингов, которые, вероятно, и привнесли их на Русь: в Старую Ладогу и Киев. Похожие украшения из золота и серебра изготавливали в Византии [3] [4] .

Мотив розетки получил распространение в искусстве романского и готического периодов и в эпоху Ренессанса. Трёхлопастная розетка, имеющая не только декоративный, но и символический смысл, получила название трифолия (мотив в виде комбинации двух равносторонних треугольников «Звезды Давида» или трёх лепестков — символ Пресвятой Троицы). Мотив розетки в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками в системе «поворотной симметрии» называется квадрифолием. В сложной орнаментике готической каменной и деревянной резьбы, переплётах витражных окон, вимпергов, резьбе церковной мебели, кресел хоров, мотивы розеток-трифолиев, сохраняя свою символику, превращались в сочетании с другими фигурами в сложные переплетения типа масверка [5] . Мотив квадрифолия применяли в европейской архитектуре, книжной миниатюре и скульптуре различных периодов и стилей. Розетты бывают рельефные, лепные, а также плоские, имитирующие объёмные, в технике монохромной росписи гризайль.

В архитектуре Готики большие круглые окна на западных фасадах и фасадах трансептов, расчленённые фигурными переплётами витражей, с мотивами звезды или распустившегося цветка, получили название: Большая роза. В Византии и в империи Карла Великого изготавливали реликварии — шкатулки из слоновой кости, украшенные позолоченными розетками. Отсюда название: «коробочки с розетками» (нем.  Rosettenkästen ). В западноевропейском средневековье с развитием культа «Мадонны роз» мотив розетки приобрёл новые символические значения. В Розариях — изобразительных композициях на тему прославления Мадонны — количество лепестков роз имели литургический смысл. В искусстве классицизма, неоклассицизма и ампира последующих веков мотивы розеток использовали повсеместно: в архитектуре, резьбе по дереву, в мебели, декоративных тканях, изделиях из бронзы, поскольку они свидетельствовали об обращении к классической античной традиции.

Многообразие разновидностей розеток можно свести к следующим основным типам:

Гипсовая розетка "Виноградная лоза"

На странице представлен пример изготовления потолочной гипсовой розетки с орнаментом «Виноградная лоза». Оригинальный дизайн, не имеющий аналогов в сфере лепного декора, был разработан и изготовлен основателем компании «Авторский ремонт» Александром Посукан по заказу для частного интерьера.

Читайте так же:
Розетки для электроплит скрытого монтажа

гипсовая розетка с орнаментом Виноград

Изготовление гипсовой модели потолочной розетки

Для будущей модели потолочной розетки изготавливаются две основы в виде тарелки (диаметр 60см) . Первая (черновая) понадобится как основа для нанесения пластилинового орнамента, вторая (главная) нужна для заключительной сборки уже отлитых гипсовых фрагментов.

Теперь по порядку. После недельного просушивания на черновую основу наносится заранее рассчитанная разметка и рисунок для дальнейшей лепки из пластилина основного фрагмента модели «Виноградная лоза».

основа для орнамента из пластилина

Далее пластилиновый орнамент заливается двухкомпонентным силиконом. Обычно процесс нанесения формовочного силикона занимает 2 дня: в первый день наносится один слой, на следующий день — два слоя с пятичасовым интервалом. Спустя 24 часа, необходимого для окончательного затвердевания, на форме создается гипсовый поддон, выполняющий функции жесткого каркаса для гибкого силикона.

После схватывания, поддон снимается с формы. Последняя также извлекается из пластилиновой модели, промывается, подрезается в нужных местах и накладывается обратно на поддон, как показано на изображении.

форма для заливки орнамента

В ниши силиконовой формы заливается гипс. Процесс отливки запланированного количества гипсовых элементов связан с рядом вспомогательных операций:

  1. Удаление пузырьков воздуха из жидкого гипса;
  2. Очистка кромки отлитых частей от заусенцев;
  3. Шлифовка.

Сборка фрагментов орнамента.

На фото показан процесс сборки частей гипсового орнамента на главной розетке. Все элементы «Виноградная лоза» приклеиваются по разметке к плоскости тарелки.

Сборка фрагментов орнамента

Фрагменты на местах соединения обрабатываются финишной шпатлевкой при помощи кисти, тонких шпателей и скальпеля. После просушивания наступает черед подрезки подмазанных частей и завершающей шлифовки. Таким образом получена «родительская» гипсовая розетка с орнаментом «Виноградная лоза», с которой будет снят силиконовый слепок.

модель гипсовой розетки

Далее следует череда вышеописанных операций по созданию основной заливочной формы. Заключительный шаг — отливка копий потолочной розетки нужного количества.

Новые работы: гипсовый орнамент «Розы»

Аналогичным способом изготовлен оригинальный орнамент «Розы» (62/62см), предназначенного для декоративного оформления угловых участков потолка.

модель потолочного орнаментаМодель из пластилина для потолочного орнамента
форма для отливки орнаментаФорма для отливки копий
гипсовый орнамент РозыРезультат

В отличие угловых композиций на платформе (орнамент отливается вместе с «подошвой»), присутствующих в ассортименте лепных фирм, наш вариант является прозрачным, т.е. собирается и фиксируется на потолке тыльной стороной. В результате создается сильное впечатление от изящного гипсового узора, ненавязчиво подчеркивающего углы потолка.

Изготовление лепнины собственного дизайна — трудоемкий и очень кропотливый труд, который невозможен без творческого подхода. На основе последнего и созданы все работы нашего коллектива.

О процессе работ по потолочным карнизам читайте, изучайте в разделе: Карнизы с орнаментом

Гипсовые розетки в интерьере: виды и особенности применения

Наличие различных современных материалов и технологий позволяют для оформления потолков в помещениях использовать самые разные варианты. Чаще всего декораторы при оформлении классического интерьера используют декоративные розетки из гипса.

гипсовая лепнина под люстру фото 5

гипсовая розетка фото 6

потолочные розетки из гипса фото 9

потолочные розетки из гипса фото 8

Розеткой называют стилизованный симметричный элемент, изображающий растительные геометрические или геральдические орнаменты, например, цветы или расходящиеся от центральной части листья. Розетки могут иметь самую разную форму:

  • овал;
  • круг;
  • многогранник;

Потолочная розетка может иметь прямолинейные или криволинейные грани, выступать как самостоятельный элемент декора или служить, как отдельная часть композиции. Чаще всего с помощью потолочных розеток обрамляют светильники. Если правильно подобрать подобное изделие для оформления люстры, можно дополнительно подчеркнуть ее изысканную форму и великолепие.

Виды декоративных розеток из гипса

Декоративные розетки бывают трех основных типов:

  • гладкие. Для выполнения подобных накладных изделий используется тянутый профиль. В итоге получается разноуровневая розетка, которую составляют фигуры разных радиусов, вписанные одна в другую. Стоимость гладких накладных изделий зависит от их диаметра;
  • сложные лепные. Подобная розетка из гипса имеет более выразительную поверхность. На гладкой основе размещают отдельные декоративные элементы, которые выступают над ее поверхностью. Сложные лепные изделия обязательно имеют признаки принадлежности к определенному интерьерному стилю. Обычно лепные элементы применяют, чтобы сделать акцент на определенном элементе интерьера;
  • врезные. Гипсовая розетка врезного типа выполняется на подложке. Благодаря этому она визуально воспринимается как единое полотно с потолком. Неискушенному человеку она кажется объемной живописью на потолке. Техника создания врезного декоративного орнамента очень сложная, ценится высоко, но является одним из самых роскошных вариантов оформления потолочной поверхности.
Читайте так же:
Розетка для коробки инсталляционной

Что немаловажно для заказчиков декор на потолок под люстру может быть изготовлен по авторскому эскизу, при котором обязательно будут учтены особенности помещения и вкусы его хозяев.

Особенности выбора гипсовой розетки на потолок

На процесс выбора влияют многие факторы, в том числе личный вкус и концепция интерьера в целом. Но это не может застраховать от совершения ошибки при выборе. Что же нужно учитывать, чтобы понравившаяся розетка на потолок под люстру идеально подходила к конкретной комнате?

  1. Диаметр. По канонам изделие по диаметру должно соответствовать размеру люстры или быть немного меньше. Соблюдение этого правила можно наблюдать в дворцовых двухсветных залах. Но в настоящее время это правило не является строго обязательным – розетка на потолок под люстру сегодня может быть большей по диаметру, чем люстра, меньшей или одинаковой. Все зависит от конкретного помещения и стиля его оформления.
  2. Орнамент. Его рисунок должен быть похожим на рисунок всех элементов, которые используются при оформлении данного помещения. Другими словами потолочная розетка должна иметь такой же рисунок, как фризы, молдинги, карнизы. Это поможет создать завершенную, целостную композицию. Если же все элементы в помещении будут иметь разные рисунки, пространство получится перегруженным, тяжелым.
  3. Размер. Даже в небольшом помещении будет смотреться неуместно очень тонкая и маленькая розетка из гипса – она будет в нем теряться.

Очень важное значение имеет и сочетание материалов. Нельзя использовать в одном помещении отделку из разных материалов. Гипсовая розетка и полиуретановый карниз – неприемлемый вариант оформления. Это, скорее всего, приведет к разочарованию, хотя производители полиуретановых элементов и утверждают, что их изделия не отличаются от гипсовых. Поместив их рядом, можно убедиться в обратном – отличаются и очень. Так, розетка для люстры из гипса отличается четким орнаментом и ровными, хорошо заметными линиями, чего у полиуретановых элементов не наблюдается.

Со временем полиуретановая лепнина начинает желтеть, что будет отличать ее от аналога из гипса еще и по цвету, зато гипсовая розетка и другие элементы декора могут сохранить первоначальное великолепие не один десяток лет.

Но это еще не все особенности гипсовых декоративных изделий: их можно окрашивать и патинировать. Благодаря этому можно имитировать различные материалы. Так, потолочная розетка, окрашенная под камень или бронзу, может быть использована, когда применить данные материалы при оформлении помещения невозможно из-за их высокой стоимости или трудоемкости выполнения.

Если правильно подобрать потолочную лепнину, то даже гипсовая розетка может стать изысканным, элегантным и утонченным элементом, способным привнести в интерьер индивидуальность, сделать его неповторимым, особенным.

Читайте так же:
Распиновка розетки прицепа мтз

Гипсовые орнаменты

Гипсовые орнаменты
Изучение такой дисциплины, как рисунок, происходит поэтапно: от самого незатейливого к усложненному. После освоения простых геометрических форм, таких как шар, куб и цилиндр, обычно переходят к рисованию составных, более сложных сюжетов. Гипсовые орнаменты являются одними из таких.Работа с подобными наглядными пособия является промежуточной остановкой на пути к рисованию сложных форм, к примеру, черт лица человека или портретов животных. Панно из гипса, используемое в качестве модели, также является неплохим подспорьем для подготовки к изображению натюрмортов.

Достоинства гипсовых изделий
При рисовании с натуры перед художником стоит нелегкая задача. Ему необходимо определить формы и края предметов, найти и проанализировать распределение тени и света, разобраться с цветовой гаммой и оттенками каждого из цветов. Для человека только начинающего изучение рисунка делать все перечисленные сравнения одновременно практически невозможно. Поэтому студенты начинают работать с чем-то одним: с формой, затем свето-тенью, а после полного усвоения переходят к изучению цвета. Рельефы из гипса подходят для таких занятий лучше всего. Во-первых, простые, не перегруженные деталями формы легко изучать и изображать. Во-вторых, белая поверхность гипса не отвлекает учащихся. На ней очень хорошо различимы переходы света и границы теней. Когда мы рисуем гипсовые барельефы, мы работаем с натуры. То есть учимся изображать предметы, существующие в трехмерном пространстве. Мы практикуемся в создании такого измерения на нашей двухмерной поверхности – листе бумаги.

Изображение растительных мотивов – популярное направление в обучении технике рисунка. Естественные формы цветков, округлые линии и плавные изгибы тренируют образное мышление, которое так необходимо при написании пейзажей. Навыки, оттачиваемые с помощью этих наглядных пособий, дают возможность приступать к более сложным задачам, руководствуясь принципом движения от простого к сложному.В жизни растительный орнамент встречается очень часто – практически ни одно изображение природы не обойдется без умения передавать изящество цветов и ажурное плетение стеблей растений.

Области использования гипсовых орнаментов
В интернет-магазине "Art Bytik" можно купить барельефы из гипса, представленные в широком ассортименте. Также вы найдете интересные гипсовые панно и орнаменты. Изделия можно использовать в двух направлениях:>в качестве наглядного пособия для обучения рисованию или в качестве основы для прикладного творчества. О первом направлении мы уже говорили. Второе заслуживает не меньшего внимания. Гипсовые орнаменты и барельефы можно декорировать и создавать удивительные, запоминающиеся работы. Например, панно можно покрыть акриловой грунтовкой и расписать водорастворимыми красками (лучше кроющими). Нередко орнаменты используются в качестве основы под декупаж. Гипсовые макеты, после прохождения через руки умелого мастера, превращаются во впечатляющие элементы декора, способные украсить любой дом или стать необычным подарком в стиле hand-made.

Урок 20-б. Рисунок орнамент. Рисование орнаментальных форм (Часть 2)

9. Рисунок детали орнамента отмывкой тушью

Рисунок 9 выполнен отмывкой тушью. Натура — рельефный растительный мотив в виде трилистника. Детали расположены симметрично по одной оси. Сила рельефа по отношению к плоскости плиты различна: вверху она больше, внизу — меньше. Натура поставлена в сильном ракурсе на фоне ткани. Освещение контрастное, одной лампой.

Ход рисования в принципе такой же, как и в предыдущих упражнениях. Построение доводится до четкой обрисовки контуров всех форм и границ основных теней. После этого рисунок покрывается слабым тоном почти весь, кроме сильно освещенных мест. Когда краска высохла, покрывают более темным тоном, по силе соответствующим легким полутеням, оставляя непокрытыми все более или менее светлые поверхности. Затем следующим тоном, равным по светосиле собственным теням, покрываются теневые места. Далее — самым темным, но, конечно не черным, прокладываются остальные глубокие тени. После этого, сопоставляя цельно рисунок с натурой, уточняют интенсивность отдельных мест, приводя их к правильным тоновым отношениям.

Читайте так же:
Монтаж силовой розетки расценка

В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры работ художника можно увидеть в разделе «продажа картин», а также на нашем сайте предоставлена услуга портрет на заказ по фотографии, примеры таких картин смотрите в рубрике «заказать портрет».

10. Начало рисунка розетки

РОЗЕТКИ

Так обычно называют орнаментальный мотив, в виде круглого стилизованного цветка с одинаковыми лепестками. Строятся розетки по принципу центральной симметрии: у них несколько осей, пересекающихся в центральной точке.

На рис. 11 и 13 изображены розетки: одна из них во фронтальном положении к глазу. Здесь четыре лепестка с чашечкой в центре положены на ромбовидное основание. Лепестки крупного рельефа имеют своеобразную форму (см. рис. 11).

Другая розетка — восьмилепестковая, расположенная на квадратной плите. Это — стилизованный цветок с пестиком в середине и с лепестками, идущими радиально от центра (рис. 13). Форму розетки можно уподобить неглубокой чаше, на дне которой выступает круглая выпуклость.

11. Четырехлепестковая розетка. Учебный рисунок

Ввиду того, что плита немного повернута в сторону и наклонена, центр ее, в силу законов перспективы, сдвинут в данном случае влево, а центральная выступающая точка цветка еще больше отклонилась от центра доски. Два круга, ограничивающие лепестки, также сместились по отношению друг к другу (см. схему рис. 12).

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ФРИЗ

На плите, ограниченной сверху и снизу выпуклыми карнизами, расположены два одинаковых стилизованных листа большого рельефа с сложными завивающимися деталями (рис. 14). Рисунок выполнен отмывкой тушью.

12. Схема построения формы розетки

ИОНИЧЕСКАЯ КАПИТЕЛЬ

Здесь натурой служила архитектурная деталь сложной формы — верхняя часть цилиндрической колонны с каннелюрами (продольными углублениями), на которой покоится капитель, увенчанная квадратной плитой и украшенная орнаментом из растительных мотивов с четырьмя так называемыми «волютами», расположенными симметрично. «Большая форма» данной натуры представляется как цилиндр, на который поставлена усеченная четырехсторонняя пирамида, перевернутая основанием вверх. Этот рисунок, выполненный студентом II курса, может служить хорошим примером законченного обобщенного рисунка с детальной проработкой формы (рис. 15).

13. Восьмилепестковая розетка. Учебный рисунок

ДЕКОРАТИВНЫЕ ВАЗЫ

Общим для конструктивного строения ваз будет вертикальная ось, на которую «надеты» различные формы, напоминающие геометрические тела: цилиндры, конусы, призмы, шары и т. д. Самой простой вазой можно считать такую, у которой есть только корпус. Но чаще вазы состоят из нескольких главных объемов, — корпуса, подставки и верхнего объема с отверстием.

На линейном рисунке 16 изображена ваза, которую можно рассматривать как сопряжение четырех объемов (тел вращения) на одной оси. Корпус — самый большой объем — яйцеобразной формы; подставку можно рассматривать как очень низкий цилиндр с конусообразной верхней поверхностью; шейка похожа на усеченный конус. Верхнее кольцо напоминает по очертаниям тарелку. Ручки поставлены по диаметру друг против друга.

14. Орнаментальный фриз

Несмотря на кажущуюся простоту, построение такого рисунка представляет трудность, главным образом в передаче точных пропорций и соотношений объемов. Надо очень внимательно присмотреться, где корпус наиболее широк, на каком уровне; что шире и насколько — верхние формы или подставка; сопоставить эти части друг с другом по массе, весомости. Рисуя корпус, надо смотреть и на другие объемы, сопоставлять их друг с другом: рисуя подставку, одновременно видеть все остальное.

Читайте так же:
Розетка скрытой проводки с заземлением макел

15. Капитель ионического ордера. Учебный рисунок

Совсем другой формы ваза изображена на рис. 19. Она поставлена выше горизонта и освещена снизу. Форма ее — цилиндрический сосуд, выходящий из стилизованного цветка, лепестки которого образуют полушарие. Стенки цилиндра вверху конусообразно расширяются в стороны и закапчиваются толстым и широким кольцом. Корпус опирается на подставку, которую обобщенно можно рассматривать как конусообразную, или как четырехгранную пирамиду, состоящую из круглых подушек разной толщины и квадратной плиты в основании. Членение вазы на части очень ясное и гармоничное. Так, по вертикали высота делится на две равные части основанием цилиндра, высота подставки составляет ¼ часть общей высоты.

16. Линейный рисунок декоративной вазы

Корпус вписывается в квадрат, т. е. диаметр кольцеобразного верха равен высоте всего корпуса. Здесь очень важно правильно передать соотношение масс. Пропорции надо определять «на глаз», не прибегая к механическому измерению. К тому же надо помнить, что зрительно воспринимаются и оцениваются соотношения объемных трехмерных величин, а не размеры рисунка по ширине и длине. Последние имеют подсобное значение, они только помогают строить рисунок, т. е. используются как вспомогательные средства в начале работы. Например, если мы сосчитаем количество лепестков внизу корпуса вазы и, строя их, правильно возьмем высоту и ширину, но придадим им большой рельеф, или, наоборот, незначительный, это существенно повлияет на общее соотношение масс.

17. Декоративная ваза. 1-я стадия рисунка

На рис. 20 изображена ваза с каннелюрами, поставленная выше горизонта. Пропорции масс здесь совсем другие по сравнению с предыдущими рисунками. Ваза делится на три основных объема: корпус, запоминающий усеченный шар; подставку, состоящую из разных форм (цилиндр, конус, квадратная плита) и горловину, состоящую из усеченного конуса и положенного на него круглого диска.

Кроме того, по диаметру на противоположных сторонах имеются ручки характерного изгиба. Диаметр этот в данном случае повернут под случайным углом и, следовательно, направляется вправо к горизонту.

Каннелюры строятся с учетом того, что они расположены на поверхности вращения, следовательно, будут расширяться на участках поверхности, обращенных к рисующему, и уменьшаться по мере поворота поверхностей в глубину. На подставке каннелюр мало, и их следует пересчитать; на корпусе, где их много и считать нет смысла, достаточно взять правильно их ширину, т. е. найти «масштабность».

18. Декоративная ваза. 2-я стадия рисунка

Свет здесь сложный: освещен лишь небольшой участок, а основная масса в тени. Детали хорошо видны в освещенных местах и на переходах от света к тени. В тени поверхность воспринимается общо, например, каннелюры становятся или едва заметными или исчезают, как бы растворяются в тоне.

Рис. 20, исполненный студентом II курса, очень верно передает пластическую форму вазы с особенностями освещения.

Еще более сложна для рисунка ваза, по корпусу которой вылеплены фигуры человека в различных движениях (рис. 21). Строя рельеф человеческих фигур, необходимо заботиться о лепке большой цилиндрической формы корпуса. Ширина фигур, уходящих в глубину, будет сильно сокращена, а пропорции центральной фигуры почти не изменятся.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector