Mpk-prometey.ru

МПК Прометей
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить работоспособность автоматического выключателя

Как проверить работоспособность автоматического выключателя?

Автоматические выключатели предназначены выполнять роль коммутационных аппаратов, необходимых для проведения нагрузочного тока в режиме нормальной работы оборудования и размыкания электрической цепи в аварийном режиме при повышенном или пониженном напряжении.

Широкое применение АВ получили благодаря простоте установки, надежности в эксплуатации, безопасности при замене и обслуживании, быстроте срабатывания при токах короткого замыкания или ненормальных режимах. Такие автоматы устанавливают в электроустановках как с малой, так и с большой мощностью.

Защитная аппаратура для проводки

Существуют устройства с ручным и дистанционным управлением. При ненормальных режимах выключатель срабатывает автоматически. Все аппараты снабжены расцепителем максимального тока. Некоторые модели оснащены, кроме максимального и расцепителем по минимальному току. Такие автоматы предназначены заменять рубильники или плавкие вставки в пробочных предохранителях, что обеспечивает более надежную защиту бытовых приборов и подключенного оборудования.

АВ выпускаются в основном на ампераж от 6,3А до 6300А для установок переменного тока до 1 кВ, с разным числом полюсов. Это могут быть одно-, двух-, трех- и четырехполюсные автоматические выключатели.

Подробнее об устройстве автоматического выключателя вы можете узнать в нашей соответствующей статье. Сейчас бы хотелось дополнительно рассказать лишь о том, что защиту от ненормальных режимов осуществляет электромагнитный расцепитель, благодаря которому происходит отключение аппарата.

Существует два вида расцепителей:

  • электромагнитный или максимальный расцепитель от токов КЗ и перегрузки (без выдержки времени);
  • тепловой (электронный), срабатывающий при токах значительно превышающих номинальные значения нагрузочные токи (с выдержкой времени).

Оба вида защиты должны соответствовать нормативным документам завода-изготовителя (ПТЭЭП в Приложении 3). Для того чтобы устройство работало нормально перед установкой автоматического выключателя его необходимо проверить. Эта операция называется прогрузкой автомата, на чем мы сейчас и остановимся более подробно.

Методика прогрузки

При прогрузке измеряются основные характеристики автоматов (номинальный ток, ток срабатывания защиты, время срабатывания защиты при ненормальных режимах) на специальной установке. Все работы по проверке работоспособности проводит специальный персонал, имеющий допуск к таким испытаниям, с удостоверением с отметкой о допуске к специальным работам по испытаниям электрооборудования.

Проверка исправности автоматов

В удостоверении должна быть указана группа по Технике Безопасности, и напряжение, при котором работник может проводить проверки (до или выше 1000в). Удостоверение должно быть подписано главным энергетиком предприятия, которое проводит проверочные работы. Методика прогрузки АВ в заводских условиях должна соответствовать ГОСТу по низковольтной аппаратуре управления и распределения.

Оборудование

Для того чтобы проверить (прогрузить) автоматический выключатель нужно собрать довольно простую схему в которую входит необходимое для испытания оборудование:

  • соединительные провода;
  • КУ — ключ управления;
  • ЛАТР — лабораторный автотрансформатор, для изменения нагрузки;
    трансформатор нагрузки или нагрузочный трансформатор (НТ);
  • амперметр в качестве шунта;
  • ТТ — трансформатор тока.

Схема устройства для проверки АВ:

Устройство на основе ЛАТР

Методика прогрузки требует частичного демонтажа аппарата, после проверки исправности — обратного монтажа. Устройство для проведения испытания может быть другого типа, главное чтобы на АВ подавался ток искусственного короткого замыкания с измерением его значения, и учетом времени срабатывания защиты автомата в электрической сети.

Существуют даже специальные комплекты для проверки АВ, например СИНУС-1600, показанный на фото:

Синус-1600

Сам процесс

Прогрузка автоматического выключателя с электромагнитным расцепителем осуществляется для определения времени срабатывания автомата в пределах защищаемой зоны по заводским характеристикам. Для этого на устройстве для испытания выставляется ток нагрузки, который равняется максимальному амперажу для данного типа АВ и время, согласно заводским характеристикам.

Для проведения проверки теплового расцепителя на испытательной установке выставляется трехкратный ток нагрузки и максимальное время срабатывания на отключение, согласное заводским характеристикам. Обычно это время от 5 сек. до 0,5мин.

Подробно все действия по проверке автомата рассмотрены на видео:

Все результаты проводимых работ заносятся в протокол. В документе отражается величина наводимого ампеража и время срабатывания автомата. Протокол прогрузки подписывается лицом, проводящим испытания. Образец заполнения протокола проверки предоставлен ниже:

Пример протокола

Сроки испытаний

Периодичность испытаний должна быть оговорена в сопроводительных нормативных документах завода-изготовителя, но рекомендуемая проверка — раз в три года при нормальной эксплуатации автоматического выключателя при номинальном токе нагрузки. При аварийных срабатываниях или ненормальной работе АВ периодичность может быть изменена, и должна быть проведена внеплановая проверка. Все рекомендации относятся к бытовым автоматам и выключателям, установленным в производственных помещениях.

Согласно ПУЭ гл.3.2, пункт 1.8.37 прогрузка автоматических выключателей на вводных и секционных аппаратах защиты, сетях аварийного освещения, пожарной сигнализации — 2% АВ групповых сетей. Требования ПУЭ для других электроустановок 1% всех устанавливаемых автоматов.

В случае обнаружения автоматических выключателей, не соответствующих заводским характеристикам, проводится методика проверки всей партии. После проведения прогрузки на каждый аппарат должен быть поставлен штамп с логотипом лаборатории, проводящей испытание, датой проведения и словом «Испытано» или «Годен до … (дата)». Это свидетельствует о том, что автомат прошел проверку и годен к эксплуатации.

Вот по такой методике выполняется проверка автоматических выключателей напряжением до 1000 В. Как вы видите, прогрузить автомат можно даже прибором, собранным в домашних условиях, главное — знать технику безопасности и технологию испытаний. Надеемся, теперь вы знаете, что и как делать, чтобы самостоятельно проверить отключающую способность аппарата защиты.

Читайте так же:
Распределительная шина для автоматических выключателей

Оборудование для проверки автоматических выключателей

1. Введение

Настоящие методические указания определяют порядок проверки срабатывания расцепителей автоматических выключателей в режимах перегрузки и короткого замыкания с целью оценки качества автоматических выключателей и сравнением с нормами ПУЭ п.1.7.79, 1.8.34; СНиП 3.06.06-85, раздел 4 и данных завода-изготовителя. Методика выполнена на основании требований ГОСТ Р 50571.16- 2007 и ПУЭ и обязательна к использованию специалистами электролаборатории в Краснодаре и Краснодарском крае ООО «Энерго Альянс».

2. Общие положения

2.1 Измерение изоляционных характеристик проводится в соответствии с методическими указаниями по проведению измерения сопротивления изоляции.

2.2 Объемы и сроки проведения различных видов испытаний, допустимые значения характеристик испытываемого оборудования, устанавливаются на основании РД 34.45-51.300-97 и утвержденных многолетних графиков.

2.3 Знание настоящих методических указаний обязательно для следующих работников Службы изоляции и испытаний и измерений: начальник, инженер, электромонтёр по испытаниям и измерениям.

3. Метод испытаний автоматических выключателей

3.1 Измеряемой величиной является время отключения автоматического выключателя (АВ) при заданной величине тока, превышающей номинальное значение.

3.2 Испытания работоспособности АВ выполняются методом прогрузки их первичным током путем создания искусственного короткого замыкания с регулируемым значением тока в цепи проверяемого автоматического выключателя с измерением времени отключения.

3.3 Для осуществления защитных функций АВ имеют максимальные расцепители от токов перегрузки и токов короткого замыкания. Защита от перегрузки осуществляется тепловыми или электронными устройствами. Защита от токов короткого замыкания осуществляется электромагнитными или электронными расцепителями.

3.4 Перед проведением измерения времени отключения проверяется:

· соответствие типов и параметров АВ проекту или паспорту на электроустановку;

· соответствие токов уставки АВ проекту;

· отсутствие видимых повреждений АВ,

· надежность затяжки контактных зажимов АВ;

· измерение изоляционных характеристик;

· измерение сопротивления постоянному току контактов выключателя.

3.5 До проведения измерения временных характеристик необходимо снять напряжение со всех частей проверяемого АВ и принять меры, препятствующие подаче напряжения на место работы, вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры. Проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях. Оставшиеся под напряжением токоведущие части должны быть ограждены, на ограждениях вывешены предупреждающие и предписывающие плакаты.

3.6 Измерение характеристик однофазного АВ проводятся по схеме рис. 1.

Проверяемый расцепитель АВ подключается к прогрузочному трансформатору в цепи которого устанавливается трансформатор тока ТА1 с подключенным амперметром. Второй трансформатор тока ТА2 подключается к токовому реле РТ, контакты которого разрывают цепь секундомера. Первичная обмотка прогрузочного трансформатора через регулировочный трансформатор подключается к сети 220В. Путем изменения напряжения на регулировочном трансформаторе устанавливается ток соответствующий уставке тока данного типа расцепителя АВ. При токе К.З. и перегрузке расцепитель должен отключиться. Время срабатывания АВ определяется по шкале секундомера.

3.7 Измерение характеристик трехфазного АВ проводятся по схеме рис. 2.

Проверяемый расцепитель АВ подключается к прогрузочному трансформатору в цепи которого устанавливается трансформатор тока ТА1 с подключенным амперметром. Первичная обмотка прогрузочного трансформатора через регулировочный трансформатор подключается в сеть 220В. Путем изменения напряжения на регулировочном трансформаторе устанавливается ток соответствующий уставке тока данного типа расцепителя АВ.

Время срабатывания АВ определяется по шкале секундомера, в качестве выключателя которого используется свободный контакт АВ.

3.8 При проверке характеристик теплового и электромагнитного расцепителей автоматических выключателей применяется комплектное испытательное устройство «Сатурн-М» или «Сатурн-М1» и нагрузочный трансформатор НТ-12 с диапазоном 30-12000 А.

3.9 Работу с устройством типа «Сатурн-М» производить согласно «Техническому описанию и инструкции по эксплуатации» данного прибора.

3.10 При проверке характеристик автоматических выключателей могут применяться другие комплекты оборудования соответствующие заданному току, напряжению проверяемого автоматического выключателя и с классом точности не менее 0,5

4. Оценка состояния по результатам измерений

4.1 Испытания автоматических выключателей производятся в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50345-92 путем проверки время — токовых характеристик.

4.2 При проверке теплового расцепителя через все полюса пропускается ток нерасцепления АВ. При этом автоматический выключатель не должен расцепиться. Затем в течение 5 секунд ток постепенно повышается до величины условного тока расцепления. Автоматический выключатель должен расцепляться в пределах условного времени. Значения токов и времени приведены в таблице 1.

4.3 При испытаниях АВ из «холодного» состояния через все полюса пропускается ток, равный 2,55 In. Время размыкания должно составлять не менее 1 с. и не более чем: 60 с. при номинальных токах до 32 А включительно, и 120 с. при номинальных токах выше 32 А.

4.4 При проверке мгновенного расцепителя у автоматических выключателей типа «В» через все полюса пропускается ток, равный 3 In в течении времени не менее 0,1 с. АВ не должен расцепляться. Затем через все полюса пропускается ток, равный 5 In и автоматический выключатель должен расцепляться за время менее 0,1 с.

4.5 При проверке мгновенного расцепителя у автоматических выключателей типа «С» через все полюса пропускается ток, равный 5 In в течении времени не менее 0,1 с. АВ не должен расцепляться. Затем через все полюса пропускается ток, равный 10 In и автоматический выключатель должен расцепляться за время менее 0,1 с.

4.6 При проверке мгновенного расцепителя у автоматических выключателей типа «D» через все полюса пропускается ток, равный 10 In в течении времени не менее 0,1 с. АВ не должен расцепляться. Затем через все полюса пропускается ток, равный 50 In автоматический выключатель должен расцепляться за время менее 0,1 с.

Читайте так же:
Проходной выключатель веркель схема подключения

Проверка автоматических выключателей напряжением до 1000 В

После выполнения замены или заново уложенной электропроводки требуется установка приборов учета потребления электроэнергии и всех необходимых приборов, обеспечивающих бесперебойное функционирование и безотказную работу всех видов подключаемого оборудования и электроприборов. Установленные защитные приборы следует испытать на корректность работы или, как говорят профессиональные электрики — прогрузить.

Читайте также статью ⇒ Автоматический инфракрасный выключатель.

Устройство автоматов

Выключатели-автоматы используются в качестве коммутационных приборов, применяющихся для проводки нагружающего тока в условиях штатного функционирования электроприборов и выполнения размычки электроцепи в нештатном режиме при низком либо высоком напряжении.

Распространение автовыключатели получили по причинам:

  • простоты своей конструкции и монтажа;
  • надежности и безопасности в использовании;
  • высокой скорости реагирования при функционировании в нештатных ситуациях и при токах КЗ.

Устройства монтируются в электрических установках любой мощности.

Приборы выпускаются как с дистанционным типом управления, так и с управлением вручную. При нештатных условиях сработка выключателя производится в автоматическом режиме. Каждое устройство оснащается расцепителем наибольшего тока. Отдельные образцы также оборудуются и расцепителем по наименьшей величине тока и могут устанавливаться вместо плавких вставок в пробках и рубильников, что позволяет обеспечить максимально возможную стабильность защиты подключенного электрооборудования и использующихся в быту приборов.

Защитная аппаратура для электрической проводки работающая в режиме автоматического срабатывания

Защитная аппаратура для электрической проводки работающая в режиме автоматического срабатывания

Выключатели-автоматы изготавливаются для ампеража от 6,3 до 6300 А электроустановок переменного тока до 1000 В, с различным количеством полюсов — от 1 до 4 включительно.

Расцепители в автоматах устанавливаются двух типов:

  1. электромагнитный расцепитель от токов КЗ без выдержки по времени;
  2. тепловой, сработка которого происходит величинах токов, существенно превосходящих установленные величины токов нагружения (с временной выдерживанием).

Совет №1: Характеристики расцепителей обоих типов должны отвечать нормативной документации изготовившего их завода. Для работы автоматического выключателя в штатном режиме перед монтажом следует выполнить проверку. Такая операция получила название «прогрузки».

Методика выполнения прогрузки

Сперва следует выполнить визуальный осмотр прибора. На его корпусе должна иметься соответствующее маркировочное обозначение, видимых повреждений или заводских дефектов не должно присутствовать, все элементы корпуса должны плотно прилегать друг к другу.

Нужно выполнить несколько операций по ручному включению и отключению автомата-выключателя. Устройство должно переходить во включенный режим и надежно в нем фиксироваться, а затем свободно выключаться.

Также следует осмотреть и убедиться в хорошем состоянии зажимов автовыключателя. Если видимых дефектов и повреждений не наблюдается, можно начинать проверку его эксплуатационных параметров.

Автовыключатели обладают независимым, электромагнитным и тепловым расцепителями. Испытание устройства заключается в определении способности всех расцепителей работать в различных эксплуатационных режимах.

Совет №2: Прогрузку автоматов следует выполнять на специальном, разработанном для проведения проверок, стенде, используя которую на подвергаемый испытанию автомат подается требуемый нагрузочный ток и определяется скорость сработки аппарата.

Проверка работоспособности и исправности автоматических выключателей производится способом прогрузки прибора

Проверка работоспособности и исправности автоматических выключателей производится способом прогрузки прибора

Посредством независимого расцепителя выполняется замыкание и размыкание клемм автовыключателя при его ручном подключении и выключении. Также такой расцепитель выключает защитное устройство при влиянии на него иных элементов, выполняющих сверхтоковую защиту.

Расцепитель тепловой защищает от превышения током нагрузки, текущим через автовыключатель, определенной номинальной величины. Главным конструктивным элементом таких расцепителей можно назвать биметаллическую пластину, нагревающуюся и теряющую свою форму во время течения сквозь нее нагрузочного тока.

При отклонении пластины до установленного положения, она воздействует на расцепляющий механизм, обеспечивающий автоматическое выключение устройства.

Образец протокола прогрузки, составляющегося и подписывающегося уполномоченным специалистом, выполнившим испытания

Образец протокола прогрузки, составляющегося и подписывающегося уполномоченным специалистом, выполнившим испытания

При выполнении погрузки на специальном стенде определяются главные параметры устройства:

  • номинальное значение тока;
  • ток сработки защиты;
  • срок сработки при возникновении нештатных режимов.

Работы должен выполнять спецперсонал, обладающий допуском на выполнение испытаний с наличием в документе по охране труда отметки о разрешении на проверку электрооборудования.

В удостоверении обязательно должна иметься отметка о группе электробезопасности о работе с установками до 1000В либо выше. Удостоверение подписывается главным энергетиком организации, выполняющей проверку. Методика испытаний должно в точности соответствовать ГОСТ по низковольтному оборудованию распределения и управления.

Оборудование

Для проверки работоспособности и исправного состояния автовыключателя используется достаточно простая схема, в которую включено требуемое оборудование:

  • проводки для соединения;
  • управляющий ключ — КУ;
  • для определения величины нагрузки — лабораторный трансформатор ЛАТР;
  • трансформатор нагружения НТ;
  • для использования в роли шунта — амперметр;
  • токовый трансформатор ТТ.

При выполнении прогрузки необходимо выполнение частичного демонтажа прибора, а по окончании проверки — обратной установки на место.

Устройство для определения работоспособности допускается и другого типа, главное — чтобы на отключающий прибор подавался ток короткого и искусственного замыканий и имелась возможность определения его величины, срока сработки защиты прибора в электросети.

Для проверки автовыключателей производятся специальные устройства, например, СИНУС-1600 или Сатурн-М.

Синус-1600

Проверочные комплексы Синус-1600 — относительно свежая серия приборов испытания высочайшего качества, безопасны и просты в эксплуатации. Их применение эффективно и рационально при предъявлении к форме испытательного тока повышенных требований относительно параметра нелинейных искажений.

Читайте так же:
Подсоединение розетки с двумя выключателями

Устройство, широко распространенное для выполнения проверки работоспособности автоматических выключателей Синус-1600Устройство, широко распространенное для выполнения проверки работоспособности автоматических выключателей Синус-1600Устройство, широко распространенное для выполнения проверки работоспособности автоматических выключателей Синус-1600

Силовые элементы комплекса основаны на работе IGBT-транзисторов с регулировкой испытательного тока. Управление токами выполняется посредством программного обеспечения на микроконтроллере.

Синус-1600 изготовлен в форме системного блока ЭВМ, данные выводятся на ЖК-экран.

Главные характеристики представлены в таблице.

— в импульсном режиме

— в продолжительном режиме

Сатурн-М

Комплекс для выполнения испытаний Сатурн-М используется для определения характеристик автовыключателей с тепловыми и электромагнитными расцепителями в местах их нахождения. Применяются также и в лабораторных условиях в целях контроля тока, протекающего по автовыключателю, определения тока при сработке автомата и срока его выключения.

Комплекс Сатурн-М предназначен для выполнения проверки параметров автовыключателей переменного тока

Комплекс Сатурн-М предназначен для выполнения проверки параметров автовыключателей переменного тока

Благодаря использованию комплекса имеется возможность определения параметров подключенных в электросеть автовыключателей без применения нагрузочных трансформаторов через устройство искусственного замыкания.

Сатурн выполняет следующие функции:

  • определение параметров автоматов-выключателей;
  • подачу тока с возможностью его регулирования;
  • определение значения тока и скорости сработки автомата;
  • контроль работоспособности основных узлов при подаче к нему питания в автоматическом режиме;
  • запись и хранение полученной информации о результатах проверки;
  • передача информации на ПК.

Читайте также статью ⇒ Как устроен дистанционный выключатель?

Сроки выполнения испытаний

Периодичность проведения испытаний указана в техническом паспорте автовыключателя, но рекомендуемый межповерочный интервал изделий составляет 3 года при условии эксплуатации его в нормальном режиме при номинальном нагрузочном токе. При нарушении нормальных условий работы либо при аварийных сработках рекомендуется проведение внеплановой поверки.

При выявлении автоматов-выключателей не соответствующих заводским параметрам, следует выполнить полную поверку всей партии аппаратов.

По окончании прогрузки каждый прибор помечается специальным штампом с обозначением лаборатории, выполнившей проверку, датой ее проведения и словом «Испытано» либо «Годен до…».

Автоматы защиты двигателей

2021-02-13 Промышленное 11 комментариев

Автоматы защиты двигателей, или по другому мотор-автоматы, предназначены в первую очередь для защиты электродвигателей от перегрева и последствий короткого замыкания, а также могут использоваться в качестве основного или аварийного выключателя. То есть по сути они совмещают в одном корпусе два устройства — автоматический выключатель и тепловое реле.

Ранее, до того как стали повсеместно применяться мотор-автоматы, для защиты двигателей использовались тепловые реле в паре с контактором.

Тепловое реле

По такой схеме тепловое реле, при превышении двигателем потребляемого тока нагрузки, размыкает цепь катушки контактора, отключая его силовые контакты и таким образом защищая двигатель. Схема рабочая, проверенная, но не лишенная недостатков. В первую очередь к ним стоит отнести неспособность тепловых реле защитить от КЗ, поэтому необходимо дополнительно использовать автоматические выключатели. Да и габариты такой конструкции из контактора и теплового реле получаются достаточно большими.

Поэтому с появлением автоматов защиты двигателей, тепловые реле стали отходить на второй план и на данный момент, их применение довольно ограничено.

Стоит сразу сказать, что по своим характеристикам, автоматы защиты двигателей несколько отличаются от обычных автоматических выключателей. В первую очередь тем, что:

  1. Учитываются время-токовые характеристики. При запуске двигателя пусковой ток может значительно превышать номинальный ток двигателя. Если точнее, то пусковой ток можно рассчитать, зная номинальный ток двигателя и величину кратности пускового тока Кп ( коэффициент кратности пускового тока к номинальному значению — Iпуск/Iном). Данная характеристика указывается в технических характеристиках, на шильде двигателя она отсутствует. I пуск = Iн х Кп. Например, при номинальном токе двигателя 20 А и кратности пускового тока 6, пусковой ток будет составлять 120 А. При таком токе обычный автоматический выключатель с время-токовой характеристикой B (ток отключения электромагнитной защиты от 3·In до 5·In, где In — номинальный ток) или С (от 5·In до 10·In) может отключится по электромагнитной защите. Автоматы защиты двигателей имеют уставку срабатывания электромагнитного расцепителя в зависимости от номинала, составляющую от 7,5 до 17,5 In.
  2. Все мотор-автоматы имеют температурную компенсацию (примерно от -25 до +60 °C) для того, чтобы исключить влияние внешней температуры на работу автомата, так как при изменении окружающей температуры может изменятся уставка теплового расцепителя, что может в свою очередь привести к ложным срабатываниям.
  3. Предельная отключающая способность (максимальный ток КЗ, при котором аппарат способен отключить нагрузку) автоматов защиты двигателя значительно выше (25-100кА), чем у стандартных автоматических выключателей — 4,5 — 6кА.
  4. Регулируемая настройка теплового расцепителя, в зависимости от номинала двигателя.

Принцип работы автомата защиты двигателей

устройство автомата защиты двигателя

Электромагнитный расцепитель выполнен в виде катушки соленоида, внутри которой расположен стальной сердечник с возвратной пружиной. Под действием электрического тока короткого замыкания сердечник втягивается в катушку, преодолевая сопротивление пружины и воздействует на механизм расцепления, в следствии чего контакты размыкаются.

Принцип работы тепловых расцепителей автомата такой же, как у тепловых реле. Имеется биметаллическая пластина, состоящая из двух пластин, которые сделаны из материалов с разными коэффициентами теплового расширения. Под воздействием высокой температуры, возникающей в следствии прохождения тока, превышающего номинальный, пластина начинает изгибаться, давить на механизм расцепителя и под действием пружины происходит размыкание контактов, тем самым обесточивается цепь.

Читайте так же:
Перекидной выключатель legrand etika

Сразу после срабатывания защиты, вновь включить автомат не получится, таким образом обеспечивается выдержка времени для охлаждения двигателя после его аварийного останова.

Уставка срабатывания задается при помощи поворотного регулятора на лицевой части.

Необходимый ток уставки выставляется вращением регулятора до совмещения нужного значения тока на шкале с риской на корпусе.

Схема подключения автомата защиты двигателей

Автоматический выключатель следует устанавливать перед другими аппаратами в цепи. Это позволяет защитить не только сам двигатель, но и например, контактор от повреждения в случае перегрузки или короткого замыкания. Также, как и в случае автоматических выключателей, автомат защиты двигателей можно дополнительно оснастить вспомогательными контактами (контакты состояния, аварийный контакт), которые можно задействовать, например, для индикации состояния.

В случае подключения трехфазной нагрузки схема подключения стандартная и не вызывает вопросов, а вот в случае однофазной нагрузки (стоит отметить, что все мотор автоматы выпускаются только в трехполюсном исполнении), иногда встречаюсь с подключением, когда просто задействуют один силовой контакт автомата защиты. Но такое подключение неправильное, необходимо, как на рисунке ниже слева, задействовать все три контакта.

Кстати, обратите внимание, что автомат защиты двигателя имеет свое условно-графическое обозначение в схемах, отличающееся от обозначения обычных автоматических выключателей. А вот буквенное обозначение у них идентично.

схема подключения автомата защиты двигателя

Основные функции защиты

  • Защита от токов короткого замыкания в цепи питания или внутри электродвигателя;
  • Защита от длительных перегрузок, связанных с превышением механической нагрузки на валу двигателя;
  • Защита от асимметрии фаз и обрыва фазного провода;
  • Тепловая защита от перегрева двигателя;
  • Обеспечение выдержки времени для охлаждения двигателя после его аварийной остановки после перегрева;
  • Индикация режимов работы и аварийных состояний;

Выбор автомата защиты

В случае прямого запуска, когда двигатель включается в работу с помощью мотор-автомата и контактора, необходимо в первую очередь знать его мощность. Эту информацию можно найти либо в технических характеристиках на двигатель, либо в паспортных данных, которые указаны на шильде.

шильда

Следующим шагом подбираем автомат, исходя из номинальной мощности двигателя. У различных фирм-производителей можно найти таблицы характеристик, где указаны номинальный рабочий ток и диапазон регулировки автоматов защиты в зависимости от мощности двигателя. В частности, на рисунке ниже приведена таблица соответствия автоматов защиты двигателей компании Allen Bradley.

выбор автомата защиты

И последним этапом выставляем необходимый ток отключения при помощи регулятора диапазона. Обычно указывается, что он должен быть больше или равен номинальному току электродвигателя. Но желательно, чтобы ток срабатывания защиты превышал на 10-20% номинальный ток двигателя.

То есть в случае, если номинальный ток двигателя составляет например 10 А, умножаем это значение на 1,1. Получаем 11 А. Это значение тока и выставляем регулятором.

И еще хотел сказать пару слов о конструктивном исполнении мотор автоматов. В первую очередь следует отметить, что по способу управления существует два типа автоматов — кнопочные и с поворотным выключателем. Также клеммы могут быть либо винтовые, либо с пружинным контактом ( применяются для двигателей, мощностью до 2 кВт). Можно еще отметить наличие кнопки Тест на лицевой стороне корпуса, позволяющей имитировать срабатывание защиты автомата для проверки его работоспособности.

Автоматы защиты двигателей

И в заключении хотел отметить, что эксплуатация двигателей без защитных устройств часто приводит к их выходу из строя, в следствии перегрузки, обрыва фазы, скачков напряжения и т.д. А это в свою очередь приводит к финансовым затратам, простою оборудования. Поэтому автоматы защиты двигателей являются необходимым элементом и не стоит на них экономить, тем более, что цены на них на данный момент вполне приемлемые.

Испытания автоматических выключателей до 1000 В

После выполнения замены или заново уложенной электропроводки требуется установка приборов учета потребления электроэнергии и всех необходимых приборов, обеспечивающих бесперебойное функционирование и безотказную работу всех видов подключаемого оборудования и электроприборов. Установленные защитные приборы следует испытать на корректность работы или, как говорят профессиональные электрики — прогрузить.

Устройство автоматов

Выключатели-автоматы используются в качестве коммутационных приборов, применяющихся для проводки нагружающего тока в условиях штатного функционирования электроприборов и выполнения размычки электроцепи в нештатном режиме при низком либо высоком напряжении.

Распространение автовыключатели получили по причинам:

  • простоты своей конструкции и монтажа;
  • надежности и безопасности в использовании;
  • высокой скорости реагирования при функционировании в нештатных ситуациях и при токах КЗ.

Устройства монтируются в электрических установках любой мощности.

Приборы выпускаются как с дистанционным типом управления, так и с управлением вручную. При нештатных условиях сработка выключателя производится в автоматическом режиме. Каждое устройство оснащается расцепителем наибольшего тока. Отдельные образцы также оборудуются и расцепителем по наименьшей величине тока и могут устанавливаться вместо плавких вставок в пробках и рубильников, что позволяет обеспечить максимально возможную стабильность защиты подключенного электрооборудования и использующихся в быту приборов.

Защитная аппаратура для электрической проводки работающая в режиме автоматического срабатывания

Защитная аппаратура для электрической проводки работающая в режиме автоматического срабатывания

Выключатели-автоматы изготавливаются для ампеража от 6,3 до 6300 А электроустановок переменного тока до 1000 В, с различным количеством полюсов — от 1 до 4 включительно.

Расцепители в автоматах устанавливаются двух типов:

  1. электромагнитный расцепитель от токов КЗ без выдержки по времени;
  2. тепловой, сработка которого происходит величинах токов, существенно превосходящих установленные величины токов нагружения (с временной выдерживанием).

Совет №1: Характеристики расцепителей обоих типов должны отвечать нормативной документации изготовившего их завода. Для работы автоматического выключателя в штатном режиме перед монтажом следует выполнить проверку. Такая операция получила название «прогрузки».

Методика выполнения прогрузки

Сперва следует выполнить визуальный осмотр прибора. На его корпусе должна иметься соответствующее маркировочное обозначение, видимых повреждений или заводских дефектов не должно присутствовать, все элементы корпуса должны плотно прилегать друг к другу.

Читайте так же:
Схема подключения проходных выключателей с четырех мест

Нужно выполнить несколько операций по ручному включению и отключению автомата-выключателя. Устройство должно переходить во включенный режим и надежно в нем фиксироваться, а затем свободно выключаться.

Также следует осмотреть и убедиться в хорошем состоянии зажимов автовыключателя. Если видимых дефектов и повреждений не наблюдается, можно начинать проверку его эксплуатационных параметров.

Автовыключатели обладают независимым, электромагнитным и тепловым расцепителями. Испытание устройства заключается в определении способности всех расцепителей работать в различных эксплуатационных режимах.

Совет №2: Прогрузку автоматов следует выполнять на специальном, разработанном для проведения проверок, стенде, используя которую на подвергаемый испытанию автомат подается требуемый нагрузочный ток и определяется скорость сработки аппарата.

Проверка работоспособности и исправности автоматических выключателей производится способом прогрузки прибора

Проверка работоспособности и исправности автоматических выключателей производится способом прогрузки прибора

Посредством независимого расцепителя выполняется замыкание и размыкание клемм автовыключателя при его ручном подключении и выключении. Также такой расцепитель выключает защитное устройство при влиянии на него иных элементов, выполняющих сверхтоковую защиту.

Расцепитель тепловой защищает от превышения током нагрузки, текущим через автовыключатель, определенной номинальной величины. Главным конструктивным элементом таких расцепителей можно назвать биметаллическую пластину, нагревающуюся и теряющую свою форму во время течения сквозь нее нагрузочного тока.

При отклонении пластины до установленного положения, она воздействует на расцепляющий механизм, обеспечивающий автоматическое выключение устройства.

Образец протокола прогрузки, составляющегося и подписывающегося уполномоченным специалистом, выполнившим испытания

Образец протокола прогрузки, составляющегося и подписывающегося уполномоченным специалистом, выполнившим испытания

При выполнении погрузки на специальном стенде определяются главные параметры устройства:

  • номинальное значение тока;
  • ток сработки защиты;
  • срок сработки при возникновении нештатных режимов.

Работы должен выполнять спецперсонал, обладающий допуском на выполнение испытаний с наличием в документе по охране труда отметки о разрешении на проверку электрооборудования.

В удостоверении обязательно должна иметься отметка о группе электробезопасности о работе с установками до 1000В либо выше. Удостоверение подписывается главным энергетиком организации, выполняющей проверку. Методика испытаний должно в точности соответствовать ГОСТ по низковольтному оборудованию распределения и управления.

Оборудование

Для проверки работоспособности и исправного состояния автовыключателя используется достаточно простая схема, в которую включено требуемое оборудование:

  • проводки для соединения;
  • управляющий ключ — КУ;
  • для определения величины нагрузки — лабораторный трансформатор ЛАТР;
  • трансформатор нагружения НТ;
  • для использования в роли шунта — амперметр;
  • токовый трансформатор ТТ.

При выполнении прогрузки необходимо выполнение частичного демонтажа прибора, а по окончании проверки — обратной установки на место.

Устройство для определения работоспособности допускается и другого типа, главное — чтобы на отключающий прибор подавался ток короткого и искусственного замыканий и имелась возможность определения его величины, срока сработки защиты прибора в электросети.

Для проверки автовыключателей производятся специальные устройства, например, СИНУС-1600 или Сатурн-М.

Синус-1600

Проверочные комплексы Синус-1600 — относительно свежая серия приборов испытания высочайшего качества, безопасны и просты в эксплуатации. Их применение эффективно и рационально при предъявлении к форме испытательного тока повышенных требований относительно параметра нелинейных искажений.

Устройство, широко распространенное для выполнения проверки работоспособности автоматических выключателей Синус-1600Устройство, широко распространенное для выполнения проверки работоспособности автоматических выключателей Синус-1600
Устройство, широко распространенное для выполнения проверки работоспособности автоматических выключателей Синус-1600

Силовые элементы комплекса основаны на работе IGBT-транзисторов с регулировкой испытательного тока. Управление токами выполняется посредством программного обеспечения на микроконтроллере.

Синус-1600 изготовлен в форме системного блока ЭВМ, данные выводятся на ЖК-экран.

Главные характеристики представлены в таблице.

— в импульсном режиме

Сатурн-М

Комплекс для выполнения испытаний Сатурн-М используется для определения характеристик автовыключателей с тепловыми и электромагнитными расцепителями в местах их нахождения. Применяются также и в лабораторных условиях в целях контроля тока, протекающего по автовыключателю, определения тока при сработке автомата и срока его выключения.

Комплекс Сатурн-М предназначен для выполнения проверки параметров автовыключателей переменного тока

Комплекс Сатурн-М предназначен для выполнения проверки параметров автовыключателей переменного тока

Благодаря использованию комплекса имеется возможность определения параметров подключенных в электросеть автовыключателей без применения нагрузочных трансформаторов через устройство искусственного замыкания.

Сатурн выполняет следующие функции:

  • определение параметров автоматов-выключателей;
  • подачу тока с возможностью его регулирования;
  • определение значения тока и скорости сработки автомата;
  • контроль работоспособности основных узлов при подаче к нему питания в автоматическом режиме;
  • запись и хранение полученной информации о результатах проверки;
  • передача информации на ПК.

Сроки выполнения испытаний

Периодичность проведения испытаний указана в техническом паспорте автовыключателя, но рекомендуемый межповерочный интервал изделий составляет 3 года при условии эксплуатации его в нормальном режиме при номинальном нагрузочном токе. При нарушении нормальных условий работы либо при аварийных сработках рекомендуется проведение внеплановой поверки.

При выявлении автоматов-выключателей не соответствующих заводским параметрам, следует выполнить полную поверку всей партии аппаратов.

По окончании прогрузки каждый прибор помечается специальным штампом с обозначением лаборатории, выполнившей проверку, датой ее проведения и словом «Испытано» либо «Годен до…».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector