Mpk-prometey.ru

МПК Прометей
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электрификация — это. История электрификации. Лампочка Ильича

Электрификация — это. История электрификации. Лампочка Ильича

Электрификация – это важная составляющая жизни каждого современного человека. Трудно себе представить, что мы не можем включить телевизор, компьютер, даже простую лампочку. А ведь благом, зовущимся «электричеством», человечество пользуется чуть более сотни лет. До этого главным осветительным прибором в домах более-менее зажиточных граждан были свечи, а в домах бедноты хлипкие лучины. Все переменилось за очень короткий с позиций истории срок. Теперь электричество не только освещает дома и улицы, оно заставляет работать машины и приборы, тем самым облегчая людям жизнь.

Общие сведения

Электрификация – это повсеместное внедрение электрической энергии в различные отрасли народного хозяйства. При этом формируются энергосистемы, состоящие из электростанций, вырабатывающих электроэнергию централизованно, и линий электропередач.

Такая структура позволяет правильно и максимально эффективно использовать на благо человека энергетические ресурсы, созданные самой природой, а также автоматизировать и механизировать производство, тем самым наращивая производительность труда.

Начало эры электричества в России

Серьезные исследования в этой области велись сразу в нескольких странах. Появление освещения вызвало большой резонанс не только в научных кругах, но и в обществе в целом. Считается, что первые электрификация в России была осуществлена в 1879 году, когда в Петербурге засиял огнями Литейный мост.

Для внедрения и распространение новинки в конце января 1880 года был сформирован электротехнический отдел, вошедший в состав Русского технического общества. Целью его создания являлось курирование проблем, связанных с электрификацией Российской империи. В этом же году были проведены работы, результатом которых стало освещение нескольких улиц в Петербурге и Москве. Однако их объем оказался весьма незначительным – всего установили около двухсот фонарей. Чуть позже в Киеве лампами Яблочкова осветили мастерские, принадлежавшие Днепровскому пароходству.

Изначально на первых этапах электрификации для работы осветительных приборов использовался исключительно постоянный ток, который создавал определенные проблемы, связанные с передачей электроэнергии на большие расстояния. В связи с этим ее источник должен был располагаться довольно близко к потребителю. Например, если взять случай с Киевскими ж/д мастерскими, то каждый из немногочисленных фонарей должен был работать только от собственной электромагнитной машины Грамма.

В мае 1883 года была осуществлена грандиозная по тем временам иллюминация Московского кремля, осуществленная по случаю торжеств, посвященных второй годовщине со дня коронации Александра III в Санкт-Петербурге. Чтобы осуществить данный проект, пришлось построить специальную электростанцию прямо на Софийской набережной.

В этом же году в столице Российской империи сделали освещение центральной улицы города и осуществили электрификацию Зимнего Дворца. Работа была выполнена фирмой «Сименс и Гальске», которая для этих целей построила первую крупную электростанцию в стране, мощность которой составляла 35 кВт. Стоит отметить, что она была довольно необычной, поскольку располагалась на барже, пришвартованной неподалеку от Полицейского моста.

В 1895 году ввели в строй первые электростанции в стране. Одна из них была построена в Санкт-Петербурге на р. Большая Охта. Ее мощность по тем временам была довольно внушительной – 300 кВт. Тогда же заработала и построенная Управлением Владикавказской ж/д новая ГЭС под названием «Белый уголь» на р. Подкумок. Она располагалась между Ессентуками и Кисловодском, и давала электроэнергию, освещавшую эти курорты.

Электрификация это

Электрификация Москвы

Не секрет, что внедрение какого-либо нововведения почти всегда сопровождается трудностями. Впервые электрические лампы зажглись в Москве в 1883 году. Их было всего 32 штуки, и они осветили Кремль, Большой Каменный мост и террасу, находившуюся рядом с храмом Христа Спасителя. Источником их питания являлась небольшая станция, расположившаяся на Винно-соляном дворе, что на Болотной набережной. Однако из-за ее небольшой мощности в последующие годы электрическое освещение осталось практически на том же уровне, потому что в 1891 году в городе горело не более 50 дуговых фонарей.

С 1910 года начинается постепенное развитие электрификации. Новые лампы были установлены на площадях и бульварах, в переулках и на улицах. Кроме того, освещались и участки трамвайных путей. Уже спустя три года в городе горели около 450 дуговых фонарей и более 1250 ламп накаливания. До 1917 года электрификация Москвы развивалась бурными темпами, но Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война внесли свои коррективы: большинство фонарей были попросту уничтожены. Только к концу 30-х годов прошлого столетия, когда началась усиленная индустриализация СССР, на улицах города их насчитывалось уже более 35 тысяч.

Электрификация в домах москвичей

Стоит ли говорить о том, что появление электричества в быту произвело небывалый фурор. Электрификация – это наступление новой эпохи, когда жители города стали в прямом смысле атаковать московского оберполицмейстера своими прошениями о разрешении провести электричество в их дома.

В 1904 году известный фабрикант Зимин произвел электроснабжение собственной усадьбы, располагавшейся на Большой Алексеевской улице. По вечерам ее освещали около 70 электрических ламп накаливания, каждая мощностью 3,5 Вт.

К 1913 году освещение было проведено и в целый ряд муниципальных учреждений, в число которых входили больницы, Бутырская амбулатория, пятиэтажное здание ночлежного дома им. Ермакова, городская хлебопекарня и т. д.

Показатели в дореволюционной России

Из истории электрификации известно, что в 1913 году по производству электроэнергии страна находилась на 4-м месте после таких чрезвычайно развитых государств, как Великобритания, Соединенные Штаты и Германия. Однако существовал и иной аспект этих довольно высоких показателей. Если взять потребление электроэнергии на душу населения, то оно было чуть ли не самым низким в сравнении со странами Америки и Европы.

Дело в том, что вырабатываемое электричество предназначалось в основном для освещения городских улиц и площадей, а также заводов, фабрик и многочисленных общественных учреждений. Что же касается домов среднестатистических горожан, а тем более электрификации сельских жилищ, то об этом не могло быть и речи. Кроме того, большинство электростанций работали на низкокалорийном топливе, поэтому производимый ими постоянный ток часто затухал в кабелях ЛЭП.

Читайте так же:
Соединитель типа шр20пзэш7 розетка

лампа Ильича

План ГОЭЛРО

В конце 1917 года Глеб Кржижановский, который в свое время окончил Петербургский технологический институт и впоследствии ставший автором проекта ТЭС «Электродача» в Подмосковье, добился приема у Ленина двух членов так называемого Общества освещения Винтера и Радченко. Специалисты поведали вождю об уже существующих планах электрификации России, а также о том, что они почти полностью совпадают с большевистскими идеями по централизации народного хозяйства. Но вскоре грянула Гражданская война и об этом на время забыли.

Однако эта встреча запомнилась Ленину и спустя несколько лет, а именно 21 февраля 1920 года, он подписал особое распоряжение, которое касалось создания государственной комиссии по электрификации страны (ГОЭЛРО). Ее главой стал Глеб Кржижановский, который тут же привлек к работе около двух сотен человек, в число которых входили как инженеры-практики, так и ученые из академии наук. Интересно, что в состав той комиссии по электрификации советской России входил и достаточно известный философ, электротехник и священник Павел Флоренский, являвшийся на заседания в рясе.

Внедрение

План ГОЭЛРО рассчитывали осуществить за 10-15 лет. Он предусматривал строительство десяти гидроэлектростанций (ГЭС) и двадцати тепловых электростанций (ТЭС). Общая мощность всех должна была составить 1,75 млн кВт. В их числе намечали построить такие тепловые электростанции, как Горьковская, Челябинская, Штеровская, Шатурская и Каширская, а также гидроэлектростанции — Волховскую, Днепровскую, Нижегородскую и др. Тогда же возник и лозунг: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны».

Советская Россия

Этот проект предусматривал не только строительство электростанций, но и проведение экономического районирования, в ходе которого была обозначена транспортно-энергетическая основа территории нового государства. План должен был охватить восемь основных районов: Южный, Северный, Западно-Сибирский, Приволжский, Центрально-промышленный, Уральский, Туркестанский и Кавказский. Кроме того, параллельно производилось и формирование транспортной системы. Велось интенсивное строительство Волго-Донского канала, магистрализация старых, а также прокладывание новых ж/д линий.

Считается, что план ГОЭЛРО стал основой для индустриализации советской России. По ключевым пунктам он был перевыполнен уже к 1931 году. Планировалось, что количество электроэнергии увеличится в 4,5 раза, однако если сравнивать с 1913 годом, то она возросла почти что в 7 раз.

Советская власть плюс электрификация всей страны

Предыстория плана ГОЭЛРО

Из учебников по истории известно, что данный проект был продуктом комиссии, созданной уже после Октябрьской революции. Однако по некоторым данным, одним из его авторов являлся профессор Вернадский. Но, к сожалению, в царской России этим проектом так никто и не заинтересовался. Если взять одно из самых известных достижений ГОЭЛРО, коим считается Днепрогэс – технологически усовершенствованная и мощная электростанция, то она была разработана Генрихом Графтио за два года до октябрьских событий, в корне изменивших страну.

Если внимательно присмотреться к программе электрификации Советского Союза, то не трудно будет заметить большое сходство с более ранними наработками, сделанными еще в дореволюционной стране. Большинство запланированных проектом ГОЭЛРО строек были разработаны учеными еще в царской России. Однако в те времена о благоустройстве жизни простых людей речи не велось, электрифицировались, в основном, дома богачей и власть имущих, кроме того, никто не проводил электрификацию планово и централизованно.

Электрификация сел

Для деревень начавшаяся электрификация – это, прежде всего, пропаганда достижений советского правительства. Наверное, многие помнят хрестоматийные фотографии, которые иллюстрировали поездку В. И. Ленина в село Кашино, состоявшуюся в середине ноября 1920 года. Напомним, что она была приурочена к торжествам, посвященным открытию местной электростанции. Ее строили на средства только что сформированного сельскохозяйственного товарищества сами жители в нерабочее время, причем, строили с большим энтузиазмом.

электрификация железных дорог

После этой поездки и появилось выражение «лампа Ильича». Изначально данное понятие ассоциировалось с электрификацией всей России, и в особенности, сельской местности. Позднее в СССР так называли бытовую лампу накаливания, обычно используемую без плафона. При этом патрон подвешивали за провод, который свободно свисал с потолка. Мощность таких лампочек или подаваемое напряжение были слишком малы, чтобы хорошо освещать пространство вокруг себя, но люди радовались и этому.

Стоит отметить, что поездка Ленина в Кашино оказала определенное влияние не только на развитие советской деревни, но и на культуру страны в целом. Вскоре об этом написали небольшой рассказ для детей, а в самом селе организовали музей, просуществовавший вплоть до 90-х годов прошлого века. А незадолго до этого выражение «лампа Ильича» стало употребляться в негативно-ироническом свете из-за того, что даже к 80-м годам некоторые населенные пункты, расположенные в сельской местности, все еще не имели электрического освещения.

Первые электростанции

Железные дороги

Впервые в СССР электровозы стали курсировать на перевальном Сурамском участке. Почему именно там? Потому что этот участок Закавказской ж/д использовали для доставки бакинской нефти прямо в грузинские порты. Дело в том, что здесь был необычайно трудный горный профиль, требовавший внедрения специальных видов паровозов, которые могли бы обеспечить быструю доставку сырья. Таким образом, возникла идея о необходимости электрификации железных дорог.

Первым отрезком, который был модифицирован в Советском Союзе, стал участок Баку-Сабунчи. Работы по монтажу высоковольтных линий, тяговых подстанций и контактной сети начались в 1928 году на Сурамском перевале. Здесь действовала система постоянного тока, номинальное напряжение которого в контактной сети составляло 3000 В. Было вынесено решение о закупке за границей первой партии электровозов для Сурамского участка. Впоследствии планировалось наладить их выпуск уже на территории СССР, что и было успешно осуществлено. Качество наших электровозов было высоким, благодаря чему они активно экспортировались.

история электрификации

Первые электровозы

Советское правительство обратилось сразу к нескольким иностранным фирмам с предложением заказа на строительство локомотивов для Сурамского участка. Положительный ответ был получен от целого ряда известных фирм. После изучения предоставленных ими материалов решили остановиться только на двух из них: итальянской Техномазио Броун Бовери и американской Дженерал Электрик (GE).

Читайте так же:
Насос для фонтана розетка

В начале лета 1932 года на Закавказскую ж/д в депо Хашури доставили два электровоза от фирмы GE: С10-01, а также С10-03. Они были оснащены тяговыми электродвигателями американского производства. Еще шесть электровозов той же фирмы, но без электродвигателей прибыли в конце года. Тем же летом закончили и все работы, связанные с электрификацией перевального участка железной дороги. Второго августа на нем была произведена обкатка первого в Советском Союзе магистрального электровоза. Пробная поездка длилась всего 1 ч 10 мин и проходила она по маршруту Хашури – Лихи и назад.

Спустя год в СССР начали поступать электровозы, произведенные итальянской фирмой. Они были оснащены несколькими новаторскими конструкторскими решениями, которые впоследствии были применены уже в советских серийных машинах. На основе электровоза класса С сделали целую группу Сурамских локомотивов, которые выпускали до 1956 года.

"Россети" рассматривают возможность предоставления спецтарифов для зарядки электромобилей

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Группа "Россети", которая под суббрендом "Россети-электротранспорт" планирует расширить сеть зарядных станций с 251 в настоящее время до 1 тыс. штук к 2024 году, рассматривает возможность предоставления специальных тарифов для зарядки электромобилей. Об этом сообщили ТАСС в группе.

"Мы считаем, что до введения системы расчетов нужно создать достаточное количество зарядных станций и внедрить единую платформу управления этой инфраструктурой. На следующем этапе, чтобы стимулировать спрос, необходимо будет обеспечить доступную стоимость услуг. Поэтому в своих расчетах мы берем максимально долгий срок окупаемости в 10 лет. Фактически речь идет именно о спецтарифах", — сказали в группе.

Группа также готова к сотрудничеству с другими компаниями по развитию зарядных станций.

"Мы открыты для сотрудничества с другими компаниями. У "Россетей" есть опыт создания зарядной инфраструктуры "под ключ" по полному циклу работ от проектирования и строительства до обслуживания и ремонта. Будет разработан программный продукт, который позволит собственнику "зарядок" получать 100% информации о состоянии объектов и контролировать их работу в удаленном режиме, монетизировать услуги", — уточнили в группе, отметив, что в настоящее время создание отдельной компании "Россети — электротранспорт" не обсуждается.

"Россети" подсчитали, что если лишь 3-4% российского автопарка займут электромобили, то это приведет к росту годового энергопотребления на 8-9 млрд кВт⋅ч. Группа готова к кооперации с собственниками АЗС для установки на них зарядных станций.

Программа развития зарядной инфраструктуры

На первом этапе группа планируется охватить сетью зарядных станций для электромобилей крупные города с населением более 1 млн человек. На втором этапе сеть будет в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Всего до 2024 года в рамках "Программы 30/30" должны быть построены электрозарядные станции в 30 крупных городах и на 30 магистралях.

"Россети" начали развивать сеть электрозарядных станций в 2013 году.

"Мы хотим стимулировать развитие рынка электротранспорта. На первом этапе сеть зарядных станций "Россетей" охватит города-миллионники и свяжет их транспортными коридорами, а затем — города с населением от 500 тыс. человек", — сказали в группе.

Спрос на "зеленый" транспорт будет невысок до тех пор, пока будут существовать барьеры для его использования. Необходимы зарядные станции не только в городах, но и на ключевых магистралях для промежуточных "заправок". Учитывая типичные для России расстояния, они будут востребованы даже при пробеге электромобиля на одной "заправке" 400-500 км, пояснили в "Россетях".

В Москве и Санкт-Петербурге пока не взимается плата за то, чтобы зарядить электромобиль на станции, тогда как на Дальнем Востоке 1 кВт⋅ч стоит 8 рублей (медленная зарядка 2-3 часа) и 11 рублей (быстрая зарядка за 20-30 минут). Но можно заряжаться от собственной зарядной станции или розетки в доме. Например, ночной тариф в Хабаровском и Приморском краях составляет для населения 1,5 рубля за кВт⋅ч, пояснил ТАСС аналитик VYGON Consulting Ростислав Костюк.

Электробум продаж

Продажи новых электромобилей на российском рынке в августе 2020 года возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 62%, в январе — августе — рост на 5%. По итогам 2020 года рост ожидается примерно на 10-15%, до 380-420 штук. Аналогичная динамика ожидается и в 2021 году, сообщили ТАСС в аналитическом агентстве "Автостат".

Продажи легковых электромобилей с пробегом в августе увеличились на 72%. В 2020 году рынок электромобилей с пробегом должен прибавить не менее 50% до уровня 5 тыс. штук, в следующем году — рост на 40% (порядка 7 тыс. штук), подсчитали в "Автостате".

Основные продажи подержанных электромобилей приходятся на модели Nissan Leaf, Tesla, Mitsubishi i-MiEV, BMW i3, Jaguar I-Pace и Hyundai Ioniq. Больше всего электромобилей с пробегом в августе купили жители Иркутской области (92 шт.), Приморского (72 шт.), Краснодарского (44 шт.) и Хабаровского краев (28 шт.), а также Новосибирской области (21 шт.), Красноярского края (20 шт.) и Москвы (19 шт.). Среди новых электромобилей основные поставки в августе — это электромобили Audi e-tron, Nissan Leaf, Jaguar I-Pace, Tesla Model 3, Hyundai Ioniq, JAC и Tesla Model S.

Рост рынка электромобилей в России также связан с низкими затратами на обслуживание по сравнению с автомобилями с ДВС.

"Затраты на эксплуатацию в среднем в два раза ниже. Электромобили стоимостью до 3 млн рублей особенно не нужно обслуживать — менять фильтр салона и тормозную жидкость, жидкость в редукторе. Более высокотехнологические машины, как Tesla, стоимость обслуживания чуть выше, с учетом бесплатных зарядок и бесплатной парковки стоимость владения становится ощутимо ниже", — сказал автомобильный эксперт, владелец электромобиля Денис Еременко и уточнил, что, например, только за счет отсутствия затрат на топливо и бесплатной парковки в Москве можно окупить затраты на покупку электромобиля с пробегом при поездках около 100 км в день за три года.

Проблемы рынка электромобилей

Эксперты, опрошенные ТАСС, одной из основных проблем развития рынка электромобилей назвали сложности с зарядной инфраструктурой в ряде регионов

Читайте так же:
Отличие розетки rj12 от rj11

Количество электромобилей на российских дорогах выросло более чем в пять раз с 2017 по 2020 год, тогда как количество электрозаправочных станций — менее чем в два раза. На одну зарядную станцию в России приходится 30-40 электромобилей, в то же время в среднем по миру данный показатель — 10. На данный момент в России функционирует около 200 коммерческих электрозаправочных станций, в том числе в Москве — 70, на Дальнем Востоке — 50, в Санкт-Петербурге — 46, подсчитал аналитик VYGON Consulting.

"У нас нет серьезной государственной программы развития зарядных станций. Есть развитие сети в Москве, Санкт-Петербурге — есть зарядные станции, есть мобильные приложения, которые показывают, где можно зарядиться и так далее. Но сама сеть крайне скудна даже в столице и очень часто те зарядные точки, которые работают, а есть и бесплатные, либо небыстрые, либо иногда заставлены другими автомобилями, пояснил ТАСС главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков. С ним согласен и автомобильный эксперт Денис Еременко.

"Многие люди были бы готовы купить электромобиль, но видят проблему с зарядными станциями. В Москве проблема в том, что места для зарядки электромобилей всегда заняты припаркованными обычными машинами с ДВС. Нужен штраф, как за инвалидные места", — сказал Еременко.

Также он отмечает, что сдерживает рынок электромобилей слаборазвитая инфраструктура именно на трассе. "На трассах необходимы быстрые зарядки, например, на трассе М-4 Дон, чтобы съездить на электромобиле в Крым. Например, на трассе М-10 есть быстрые зарядки, на всех остальных трассах их очень мало", — уточнил он.

Меры поддержки

Эксперты "Автостата" отмечают, что любая из мер будет способствовать небольшому росту продаж электрокаров, но не приведет к их взрывному росту.

Например, если в Москве разрешить электромобилям двигаться по выделенным полосам, то будет наблюдаться стремительный рост популярности электромобилей в мегаполисе, считают в "Автостате". Еременко также отмечает, что допуск электрокаров на выделенные полосы позволит увеличить продажи, как и полная отмена всех платежей на ввоз легковых электрокаров в России.

Одна из мер — это поддержка покупателей электромобилей в денежной форме, считает главный редактор журнала "За рулем". "Мешает развитию рынка электромобилей в России в первую очередь то, что у нас нет никаких серьезных преференций для покупателей электромобилей. Почти все рынки, где более-менее заявили о себе электромобили, делали это при серьезной господдержке, и обнуление таможенных пошлин — это только один шажок, который принципиально картину не меняет", — сказал ТАСС Кадаков.

Он пояснил, что государство могло компенсировать скидку для покупателей новых электромобилей, чтобы покрыть разницу в стоимости новых электромобилей и автомобилей аналогичных размеров в размере около 30-50%. "Когда новый электромобиль в среднем на 30-50% дороже, чем точно такой же автомобиль этого же размера, то никакого смысла для обычного покупателя нет", — уточнил он.

Также государство может поддержать энергокомпании-операторы зарядных станций. "Государство может частично освободить операторов зарядной инфраструктуры от налоговой нагрузки (на прибыль, имущество и добавленную стоимость) и предоставить им субсидии на компенсацию капитальных вложений. Кроме того, можно создать новые стандарты проектирования офисных зданий и жилых домов с требованием устанавливать зарядные станции, передавая права на их установку и обслуживание операторам на конкурентной основе", — сказал Костюк.

Тенденция роста продаж электромобилей в ближайшие несколько лет будет способствовать формированию конкурентного рынка зарядной инфраструктуры. Только в Москве планируется установить более 150 зарядных станций в ближайшие два года и около 600 до 2023 года, отметил Костюк.

Как начиналась электрификация России

электричество

Большинству взрослого населения России и других стран бывшего СССР, на сегодняшний день еще к счастью известно, что широкомасштабная электрификация страны связана с реализацией плана Государственной Электрификации России (ГоЭлРо) принятому в 1920 году.

Справедливости ради, следует отметить, что разработка этого плана относится еще ко времени накануне Первой Мировой Войны, которая,собственно, и помешала тогда его принятию. В данной статье речь пойдет о предшествовавшем ему периоде, когда электричество только входило в быт населения крупных городов, и было вызывавшей восторг диковиной, символом всесильного Прогресса.

Думается, многие читатели удивятся, но еще и сегодня в старых домах Замоскворечья можно встретить действующую электропроводку, проложенную еще на рубеже 80-90х годов 19 века во время первой электрификации Москвы. Однако мероприятия связанные с этой акцией тоже не были первой вехой на пути победного шествия по территории тогда еще Российской Империи новой движущей силы.
С определением времени начала существования какого-либо явления всегда возникают трудности и разночтения, однако, мы обозначим за точку начала в России эры электричества 1879 год.

Итак, именно в этом году в Петербурге был освещен электрическим светом Литейный мост, став первым в мире мостом, освещенным при помощи электричества.
С этим событием связана курьезная история о том, как Городская управа Петербурга продала монополию на освещение улиц частным компаниям, освещавшим их при помощи масляных и газовых фонарей. Литейный же мост, как построенный после заключения этого договора не подпадал под действие соглашения, вследствие этого, электрификация Российской столицы и империи в целом началась именно с моста.
1. Литейный мост.
Начало строительства: 30 августа 1875 года. Открытие: 30 сентября 1879 года.

электричество

2. Вид на Литейный мост с набережной Кутузова, июнь 2007 г.

электричество

Годом ранее, в 1878 году инженер Бородин осуществил электрификацию токарного цеха Киевских железнодорожных мастерских, в ходе которой цех был освещен четырьмя электрическими дуговыми фонарями. Об этом факте нам известно, но он не выбран в качестве исходной даты в силу своего узковедомственного значения и недоступности лицезрения сего чуда широкой публикой.

Следующей вехой на пути внедрения новинки в повседневный быт стало 30 января 1880 года, когда был основан электротехнический отдел Русского технического общества, призванный курировать проблемы электрификации России. В том же году начались работы по освещению улиц Москвы и Петербурга, однако их объем можно считать крайне незначительным – пара сотен ламп на две столицы. Так же в этом же году в Киеве посредством ламп Яблочкова освещены мастерские Днепровского пароходства.

Читайте так же:
Розетка гипсовая лист лотоса

На этом этапе электрификации все потребители электроэнергии (каковыми являлись исключительно осветительные приборы) использовали постоянный ток, и существовали определенные проблемы с передачей электроэнергии на значительные расстояния. Вследствие этого источник электроэнергии располагался в непосредственной близости от потребителя. Так, например, в случае с Киевскими железнодорожными мастерскими каждый из четырех фонарей имел свою электромагнитную машину Грамма.

Спустя ровно два года после коронации в Петербурге императора Александра III, торжества по аналогичному поводу в Москве 15 мая 1883 года
были ознаменованы грандиозной иллюминацией Кремля. Для осуществления этого проекта на Софийской набережной была построена специальная электростанция.

3. «Иллюминация Кремля», 1883г., художник Боголюбов Алексей Петрович

электричество

В том же году, но уже в столице Империи фирма «Сименс и Гальске» освещает центральную улицу города, а чуть позже электрифицируется Зимний Дворец.
По некоторым данным именно для осуществления этих мероприятий строится едва ли не первая, более-менее крупная электростанция в России, мощностью 35 КВт. Помимо прочего эта электростанция примечательна тем, что располагалась она на барже пришвартованной к набережной Мойки недалеко от Полицейского моста.
4. Зимний Дворец , 1752 года

электричество

5. Зимний дворец со стороны Дворцового проезда, 2012 года

электричество

Далее упоминаний о каких-либо крупных событиях связанных с электричеством не встречается в течение ряда лет, пока в 1886 году не становится известно об освещении электричеством парка «Шато-де-Флер» в Киеве (ныне стадион Динамо).

31 июля 1887 года Общество Электрического Освещения, основанное Карлом Федоровичем Сименсом (к тому времени принявшим Российское подданство и ставшим купцом первой гильдии), принимает решение о начале работ направленных на практическую электрификацию Москвы. Реализация этих амбициозных планов началась с устройства электрического освещения Постниковского пассажа на Тверской, ныне Театр им. Ермоловой.

Вообще, «Общество Электрического Освещения 1886 года», чей устав был утвержден 4 июля 1886 года высочайшим Указом императора Александра III, сыграло огромную роль в начальной электрификации России. После революции 1917 года национализированные мощности этого предприятия были объединены в единую энергосистему, на базе которой сейчас работает в частности АО МОСЭНЕРГО в Москве.

3 февраля 1888 года в Москве заключается договор аренды земли под строительство первой центральной городской электростанции.
Электростанция, получившая название Георгиевской (располагалась на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка) вырабатывала постоянный ток и снабжала электроэнергией потребителей (среди которых появляются и частные домовладельцы) в радиусе полутора верст. Все кабели прокладывались в кирпичных каналах.
6. Георгиевская электростанция, Москва, 1902 г.

электричество

В это время, помимо Центральной, в Москве функционирует ряд более мелких электростанций – Городская, освещавшая Каменный мост и площадь храма Христа Спасителя, Университетская, Императорских театров, Дворцовая (освещала Кремль), при вокзалах – Ярославском и Брестском. Примерно так же обстояли дела и в двух других крупнейших городах империи – Петербурге и Киеве. Использование постоянного тока ограничивало длину питающих кабелей, что вынуждало использовать небольшие локальные электростанции.
7. Машинный зал. Раушская набережная электростанция, Москва, 1911 г.

электричество

3 июля 1892 года в Киеве запущен первый в России электрический трамвай, линия имела протяженность полтора километра. Мощность питающей электростанции составляла 30 КВт.
8. Первый электрический трамвай в Российской Империи, 1892 г.

электричество

1895 год ознаменовался вводом в строй первой в России гидроэлектростанции на реке Большая Охта в Петербурге, причем довольно большой по тем временам мощности – 300 КВт. В том же году, Управление Владикавказской железной дороги построило и ввело в эксплуатацию ГЭС «Белый уголь» на реке Подкумок, между Кисловодском и Ессентуками, дававшую электроэнергию для освещения курортов.
9. ГЭС “Белый уголь” (Пятигорская ГЭС)

электричество

Электрификация России в тот период не носила планового централизованного характера, поэтому приводимые вехи не являются полным перечнем всех мероприятий по электрификации страны. В домах богатых домовладельцев устанавливались собственные источники электроэнергии, иногда довольно мощные, то же наблюдалась в сельском хозяйстве и усадебном землевладении, однако такие события редко попадали на страницы газет, и соответственно нам о них мало известно.

Важным событием в период начала электрификации страны явилось строительство и ввод в эксплуатацию электростанции на Раушской набережной, первой действительно крупной электростанции в России, да к тому же вырабатывающей переменный трехфазный ток. Это давало возможность передавать мощности на большие расстояния, используя более высокое напряжение.
28 апреля 1897 года начался монтаж электрооборудования, а в ноябре того же года электростанция была пущена. Тогда мощность этой паротурбинной электростанции составляла 1470 КВт (уже в ходе Первой Мировой Войны, в 1915 году, была пущена вторая очередь этой электростанции мощностью в 21 МВт).

Самая старая сохранившаяся до сего дня в Москве осветительная бытовая электропроводка запитывалась, видимо, именно от этой электростанции. Потребители получали переменный ток частотой 50 Гц. Напряжение бытовой электросети составляло 127 В.

Со временем, сложилась ситуация, когда электрические трамваи, появившиеся к началу 20 века и в Москве, стали потреблять большую часть электроэнергии, вырабатываемой Раушской электростанцией. Для ее разгрузки в 1907 году у Малого-Каменного моста построена электростанция, предназначенная для энергопитания трамвайной сети. Ее мощность на момент пуска составляла 6000 КВт.
10. Первая электростанция в Курске. Фотография 1901 г.

электричество

Некоторые даты в какой-то степени характеризующие распространение по территории страны нового источника энергии:

1901 год – запущены первые электростанции в Курске и Ярославле.
1908 год — вступила в строй первая электростанция Читы.
1912 год – пуск электростанции во Владивостоке.
1912-14 гг. – строительство и запуск крупнейшей в мире торфяной теплоэлектростанции «Электропередача» вблизи города Богородска (ныне Ногинск).
1915 год – дата, с которой ведет отсчет своей истории Московский Электроламповый Завод.
И так далее…

Читайте так же:
Условное обозначение розетки чертеже гост

Итогом предвоенного развития электроэнергетики России стал выход на суммарную установленную мощность источников электроэнергии в 1100 МВт и выработку 1 900 000 Мвт/ч в год (данные 1913 года). Что касается гидроэлектростанций, то к 1917 году в России они имели суммарную мощность порядка 19 МВт, и самой мощной ГЭС империи являлась Гиндукушская – 1,35 МВт.

11. Машинный зал Гиндукушской ГЭС мощностью 1,35 Мвт на р. Мургаб (Туркмения).

электричество

Её строительство завершилось в 1909 г.
( фотография 1911 года, автор Прокудин-Горский )

«. плюс электрификация всей Швейцарии»!

Электричество быстро стало главной движущей силой швейцарской индустриализации. Так выглядел завод Brown Boveri Co. (сегодня это концерн ABB), выпускающий железнодорожные локомотивы. Historisches Archiv ABB Schweiz

Процесс электрификации начался в Швейцарии очень рано и развивался довольно быстро. Горный ландшафт страны с его реками и ущельями был просто создан для сооружения ГЭС! Тем не менее без проблем все равно не обошлось. Наш краткий экскурс в историю.

Этот контент был опубликован 12 июля 2018 года — 09:25 12 июля 2018 года — 09:25

  • Deutsch (de) Unter Strom – wie die Schweiz elektrifiziert wurde (Оригинал)
  • Italiano (it) Sotto tensione — come si è elettrificata la Svizzera
  • Português (pt) Eletrificação gerou a segunda revolução industrial da Suíça
  • Français (fr) Dans le courant – comment la Suisse s’est électrifiée
  • عربي (ar) كيف تحولت سويسرا إلى الطاقة الكهربائية

В 1879 году пятизвёздочный отель Engadiner Kulm в Санкт-Морице стал первым зданием в Швейцарии, освещение которого осуществлялось при помощи электричества. С точки зрения швейцарского историка Флориана Блумера (Florian Blumer), автора монографии «Как в Базель-сельский пришло электричество» («Wie Baselland Strom bekam Внешняя ссылка »), эта техническая инновация «использовалась тогдашней общественной элитой для того, чтобы лишний раз подчеркнуть свое превосходство по отношению к другим социальным группам».

В своей книге, вышедшей в серии «Иллюстрированная история региона Базель» (bild.geschichten.bl), историк собрал и прокомментировал примерно 120 фотографических свидетельств эпохи активной электрификации кантона. Интересно, что в период примерно до 1910 года Швейцария отличалась едва ли не самым высоким в мире объёмом производства электроэнергии на душу населения. Основным фактором успеха стала очень выгодная топография. Затем, правда, Конфедерацию обогнали США и скандинавские страны.

Символ модернизации

Электрическая энергия спровоцировала в Швейцарии вторую промышленную революцию — напомним, что первую вызвал уголь — позволив даже самым небольшим предприятиям и ремесленным компаниям на порядок увеличить степень своей механизации и энерговооружённости, и все за счёт относительно дешёвых, но обладающих очень высоким КПД электрических двигателей. Вплоть до 1930-х годов именно электричество считалось в Конфедерации символом прогресса и модернизации.

Каковы же особенности электрификации по-швейцарски? Разве не был этот процесс в разных странах более или менее однородным и одинаковым? А вот и нет! Как пишет Флориан Блумер, в Швейцарии электричество поначалу в основном использовали для оформления. торжественных патриотических мероприятий, включая разного рода юбилеи, песенные, спортивные и стрелковые праздники.

В сельской части Базеля, например, оно было впервые задействовано в 1882 году для освещения кантонального певческого фестиваля в городе Гельтеркинден (Gelterkinden). Кроме того, электричество стали в то время также активно применять в качестве основного вида энергии для фуникулёров-подъёмников, а также горных рельсовых и канатных дорог. Что касается прокладки классических железных дорог, то в Швейцарии с самого начала ставка делалась именно на локомотивы с электрической тягой. Соответствующим образом это отражалось и на технологиях строительства.

Показать больше

Швейцария и проблемы ЛГБТ-сообщества

Как Швейцария относится к радуге? Положительно! Подробнее в нашем фокус-досье!

Станция Эмзиген (Ämsigen) на железнодорожной ветке, ведущей на вершину горы Пилатус, до электрификации. Снимок сделан примерно в 1930 году. Keystone

Если, например, знаменитый туннель Альбула (Albulatunnel, построенный в 1903 году однопутный туннель в кантоне Граубюнден, соединяющий города Преда (Preda) и Спинас (Spinas), — прим. ред.) изначально проектировался под паровозы, то трасса, вводившаяся в строй поэтапно в период между 1908 и 1910 годами и соединившая швейцарский Санкт-Мориц с итальянским Тирано, с самого начала сооружалась именно с таким расчетом, что эксплуатироваться на ней будет только электротранспорт.

Швейцария совершенно не зависит от поставок газа, что в современных условиях превращается в важный политический фактор.

End of insertion

После национализации в конце 19-го века швейцарских железных дорог компания «Швейцарские федеральные железные дороги» (SBB | CFF) стала одним из ведущих игроков на рынке железнодорожных перевозок. Не в последнюю очередь именно ее усилиями электровозы быстро стали доминирующим видом подвижного состава. Уже в 1939 году швейцарская железнодорожная сеть была электрифицирована на 77%, тогда как в других европейских странах этот показатель в среднем находился на уровне всего 5%.

Подключая утюги к электросети

В домашних хозяйствах электричество использовалось в основном для освещения. «В деревенских регионах это был основной вид потребностей людей, удовлетворявшихся электричеством», — говорит Ф. Блумер, написавший в 1990-х годах по этому вопросу даже целую диссертацию. Электролампы не требовали ежедневной чистки, и это было их огромным преимуществом по сравнению с керосинками. Таким образом, возможность заменить керосиновые лампы на электрические оставалась привилегией высших классов относительно недолгое время.

Объёмы потребляемой энергии были тогда в стране относительно невелики, поэтому поначалу каждая семья уплачивала за подключение к электросети некую фиксированную сумму. Сколько конкретно потреблялось энергии никто не знал, потому что счётчиков электроэнергии тогда еще не существовало. «Люди, как всегда, оказались хитры на выдумку в том, что касалось использования электричества. Они, например, уже тогда додумались подключать к сети утюги, ничего не платя за это», — рассказывает Ф. Блумер.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector