Mpk-prometey.ru

МПК Прометей
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вреден нештатный «ксенон» или нет? Мы провели большой цикл испытаний

Вреден нештатный «ксенон» или нет? Мы провели большой цикл испытаний

Вреден нештатный «ксенон» или нет? Мы провели большой цикл испытаний

Валерий Арутин

Ужесточение ответственности за нештатный «ксенон» вызвало бурную полемику. Одни радовались: давно пора прикрыть этот «колхоз»! Другие возмущались — дескать, их «ксенон» никого не слепит! В итоге кто-то заменил газоразрядные лампы обратно на «галогенки», а кто-то продолжает ездить с ярким, но незаконным ближним светом.

Так вреден нештатный «ксенон» или нет? Мы провели собственное расследование — на Дмитровском автополигоне и в лабораториях АвтоВАЗа.

Заглохшая кампания против «неправильной» головной оптики — очередная иллюстрация нерасторопности и непоследовательности властей. Ужесточение прошло бы без споров и митингов лет семь-восемь назад, когда нештатный «ксенон» был дорогостоящей экзотикой. Первые комплекты для установки в галогеновые фары были набором тех же компонентов марки Philips, Hella или Osram, которые шли на конвейеры BMW, Volvo или Audi. Их лишь дополняли простейшими переходниками, позволяющими установить газоразрядную лампу типа D2S или D2R в обычную фару, рассчитанную на «галогенки» с цоколем типа Н.

Но не верьте ушлым продавцам «ксенона»: Philips и Osram никогда не выпускали газоразрядных ламп с «галогеновыми» цоколями! За них это сделали. корейцы. Несколько лет назад южнокорейские фирмы договорились с Филипсом о поставках им «полуфаб-рикатов» — колб газоразрядных ламп. Запаянная стеклянная трубка с электродами внутри и заполненная газовой смесью на основе ксенона (от которого и пошло общеупотребительное название газоразрядного света) — самая сложная в производстве часть лампы. А уж приделать к ней цоколь размерности Н1, Н7 или Н11 было делом техники. Создали корейцы и модули зажигания ламп (блоки «розжига») на более простой элементной базе — возможно, менее надежные, создающие больше электронных помех, зато дешевые. В итоге вместо тысячи долларов нештатный корейский «ксенон» стали продавать за шесть-семь тысяч рублей.

У газоразрядной лампы (слева) дуга «мечется» между электродами, поэтому фактический размер источника света в ней больше, чем в галогеновой. Из-за этого сфокусировать ксеноновый свет сложнее

А сейчас комплект газоразрядного света можно купить и вовсе за 2500—3000 рублей — выпуск «ксенона» освоили китайцы. Стекло подешевле, газовая смесь попроще (ксенон — дорогой газ), точность изготовления пониже — и качество такой лампы, по признанию самих продавцов, «как повезет». Зато цена на любом российском авторынке — 200—250 рублей. Для сравнения: лампа Philips D2S стоит 1000—1500 рублей.

Для дорожных испытаний мы взяли комплект газоразрядного света Acumen средней ценовой категории (около 7000 рублей) с лампами цветовой температуры 4300К и цоколем Н7. «Агрегатоноситель» — Ford Focus последнего поколения. С ним мы можем корректно сравнить нештатный «ксенон» не только с галогеновыми, но и с заводскими газоразрядными фарами — они есть в списке опций и за вычетом обязательного омывателя фар стоят 20100 рублей. А еще на галогеновые фары Фокуса нанесена двойная маркировка HCR/DCR (Halogen/Discharge, CR — дальний и ближний свет), из-за которой бытует мнение, что они «универсальные», то есть подходят и для газоразрядных ламп. Проверим.

Официальных методик и критериев сравнения эффективности ближнего света в дорожных условиях не существует. Мы решили использовать тестовые объекты — щиты размером 300х800 мм, расставленные по ночной дороге и ее обочинам на разном расстоянии от автомобиля. Оценка освещенности каждого щита и дороги в целом — субъективная: этим занялись пять экспертов, а затем выставленные ими баллы усреднялись. Похожую методику используют в своей работе инженеры-светотехники АвтоВАЗа.

Читайте так же:
Светодиодная лампа светится после выключатель с подсветкой

Ток потребления ксеноновой лампы

Тест 12 ксеноновых ламп

Ослепительные цены и качество

Ксеноновые лампы наводнили рынок запчастей. Их цены и качество разнятся очень и очень сильно.

Какая лампа светит ярче и качественнее? Наш редактор искал ответ на этот вопрос вместе с экспертом DEKRA по фотометрии Гертьяном Мудой

Могут ли ксеноновые лампы выйти из строя? Почему их нужно менять? О причинах можно рассуждать долго, но факт остается фактом: на рынке запасных частей ксеноновые лампы пользуются высоким спросом. Срок службы таких ламп достигает 3000 часов, после чего снижается их уровень светового потока. Их свечение может потускнеть или водителю может надоесть их цвет.

В этом случае придется приобрести сразу пару ламп, поскольку замена одной обходится ничуть не дешевле, и, кроме того, после замены нужно вновь регулировать фары головного света. Определить подходящий тип лампы позволяет руководство по эксплуатации.

Верна ли геометрия? Даже без специального инструмента видно, что электроды лампы Limastar расположены криво

Самые распространенные лампы – D1S и D2S. Объясняется это тем, что они также подходят для многих фар головного света проекционного типа. Следующие по популярности – безртутные лампы D3S и D4S. «D» здесь обозначает разряд, потому что свет образуется в крошечной стеклянной колбе в электрической дуге между двумя электродами, и это вызывает свечение плазменного разряда. Замену лампы обычно производят в мастерской, так как для розжига ксенона требуется высокое напряжение – 35.000 Вольт.

В этот раз мы провели тест 12 ламп типа D2S. Специалисты светотехнической лаборатории Dekra, располагающейся в городе Арнхайм, подвергли испытанию продукты известных брендов, таких как OSRAM и Philips. Каждая компания была представлена тремя разновидностями лампы D2S – стандартная, с голубоватым светом и с улучшенными характеристиками. Также тестировались лампы Cartechnic, General Electric и четырех других малоизвестных брендов.

Тестирование проводилось в лаборатории компании Dekra, расположенной в голландском городе Арнхейме. Инженер Гертьян Муда проверил качества закупленных газоразрядных ламп в соответствии с Правилом ЕЭК №99. Световой поток и распределение света по дороге измерялось в различных точках. Источником света служила фара от Renault Megane II. Особенно важной является точка 75R. Она находится в 75 метрах впереди транспортного средства на правой стороне дороги. Чем больше яркость в этой точке, тем более безопасен обзор дороги ночью. Поэтому количество баллов за освещенность этой точки мы удваиваем. Кроме того баллами оценивается освещенность в двух других точках: 50R и 50В. Точка 50R находится в 50 метрах перед автомобилем на правой обочине. Точка 50В находится в 50 метрах перед автомобилем. Яркость освещения дороги оценивается по формуле 2x75R + 50R + 50В. Результат дает представление о том, сколько света на самом деле поступает на дорогу. Также важным является яркость этого света, причем допускается максимальная яркость в 625 кд.

Эта синяя капсула – не подводная лодка, а «шар Ульбрихта». С ее помощью мы измерили силу света и его температуру

Среди этих брендов была также лампа Super Vision, единственная лампа без сертификата ECE. Однако особый интерес представляла ее стоимость – всего 20 рублей за пару! Напрашивается вопрос: она вообще горит? Ответ: да, некоторое время. Нынче ситуация не та, что была четыре года назад. Теперь горят даже самые дешевые изделия. Хотя эта лампа не годится для использования на дорогах общего пользования, в интернет-магазине не было никаких указаний на отсутствие сертификата ECE. Мы поинтересовались этим обстоятельством в гонконгском офисе компании и даже получили ответ: «Вам не о чем беспокоиться. Лампа протестирована. Покупайте, пожалуйста».

Читайте так же:
Светодиодные лампы можно включать выключателем с подсветкой

Что же получается? Лампы Kiwitec и Limastar имеют сертификат ECE, но при этом демонстрируют неудовлетворительные результаты и не соответствуют нормам ECE R99. Так что мы вновь, как уже стало обычным при тестировании осветительных приборов журналом AUTO BILD, задаемся вопросом: «Почему нельзя надежнее оградить потребителей от такого рода продукции?»

Единственный побочный эффект, который можно отнести к положительным, состоит в том, что слабым светом этих ламп невозможно ослепить встречный поток машин. Значение 625 кд (сила света) допустимо на уровне контрольной точки HV, то есть примерно на уровне глаз водителей встречного транспорта. Это значение не превышается ни одной лампой в тесте, что свидетельствует о хороших характеристиках фар головного света Valeo.

Даже самая яркая лампа – Osram Night Breaker – не превысила это значение. Наоборот! Со значением 439 кд эта лампа заняла второе место по этому показателю, сразу после Philips BlueVision ultra, которая дает более мягкий свет. Зато лампа Philips BlueVision ultra не продемонстрировала достаточный уровень освещенности в связи с голубоватым оттенком света. Дальность освещения ею составила всего 91 метр. Даже экономичные и качественные лампы Cartechnic и General Electric имеют световой конус по 100 метров каждая. Освещенность дороги на 100 метров вперед – минимальный порог для ксеноновой лампы головного света.

Тот факт, что максимальные значения высококачественных осветительных приборов очень близки друг к другу, доказывает, что длина светового конуса в большей степени зависит от дизайна и высоты фары головного света, чем от самой лампы. Поэтому не стоит воспринимать всерьез такие рекламные обещания, как «плюс 50%» (Philips X-treme), «на 70% больше света» (Osram Night

Breaker). Световой поток протестированных ламп мощностью 35 Ватт ограничен 3200 люменами +/- 450 люменов. Поэтому значение яркости свыше 3650 люменов было бы даже недопустимо и в рамках нашего теста достигнуто не было. До сих пор нам не удалось заметить столь резкое изменение качества освещения на дорогах, разве что OSRAM и Philips можно считать ориентирами.

Наш тест свидетельствует о том, что рынок по-прежнему делится на две части. С одной стороны – хорошие качественные лампы, а с другой – все остальные.

Все ставки – на освещение!

Преимущество ксеноновых ламп головного света заключается в высокой степени освещенности, которую они обеспечивают. Теоретически свет должен характеризоваться оптимальной шириной, равномерным распределением и длинным световым конусом. В лаборатории Dekra для измерения световой отдачи применялись гониометр (угломерный инструмент) и фары головного света VALEO от автомобиля Renault Megane II. Значение светового потока определяется с помощью фотоэлемента, и это позволяет подсчитать точное распределение света на дороге. Затем та же процедура повторяется с белой стеной с расстояния 25 метров, и после этого выполняются необходимые измерения. В принципе вы можете провести этот тест самостоятельно, достаточно лишь припарковать машину перед белой стеной супермаркета или любого другого здания. В идеальном варианте выглядеть все будет так, как на изображении со «световым отпечатком» лампы Osram Night Breaker, которая обеспечивает яркий свет, мало в чем уступающий дневному. Также важно убедиться в четкой выраженности светотеневой границы фар. Она образует верхний край светового луча, что упрощает регулировку фары головного света. Качественная лампа демонстрирует максимальную яркость сразу под светотеневой границей и, таким образом, гарантирует оптимальный световой конус, составляющий 100 метров или больше. Более дешевые варианты от Kiwitec, Limastar и Supervision, а также не слишком дешевая лампа Alpha Lights, с этой задачей не справляются и попадают в категорию лампочек низкого качества. Хотя их стоимость 20-70 рублей за пару, они все равно не стоят этих денег!

Читайте так же:
Расчет мощности лампы по току

Отличная видимость: Osram Night Breaker

Оптимальная ширина, равномерное распределение света и четко выраженная светотеневая граница. Но отличные характеристики стоят недешево.

Как в тумане: Limastar

Никуда не годится: самые низкие показатели среди всех протестированных ламп, яркости почти никакой, свет слегка освещает обочину.

Световая терминология

Световой поток

Измеряется в люменах (лм) и указывает на абсолютное количество света, который излучает лампа. Чем выше результат, тем больше света на дороге перед автомобилем.

Яркость, ослепление

Они измеряются в канделах (кд). 1 кандел эквивалентен яркости свечи на расстоянии одного метра.

Ксеноновые лампы.

Ксеноновая лампа — это источник света, представляющий собой устройство состоящее из колбы с газом (ксеноном) в котором светится электрическая дуга, которая возникает вследствие подачи напряжения на электроды лампы. Ксеноновая лампа дает яркий белый свет, близкий по спектру к дневному. Ксеноновые лампы обеспечивают интенсивный свет, яркость которого в 3 раза выше света чем у галогеновых ламп.

Ксеноновые лампы.

Ксеноновые делятся на три категории:

  • длительной работы с короткой дугой;
  • длительной работы с длинной дугой;
  • ксеноновая лампа-вспышка.

Для расчёта освещенности помещения вы можете воспользоваться калькулятором расчета освещенности помещения.

Лампа состоит из колбы (обычное или кварцевое стекло с вольфрамовыми электродами с каждого конца). Колба вакуммируется а после заполняется ксеноном. Ксеноновые лампы-вспышки имеют третий разжигающий электрод, который опоясывает колбу. Основные производители качественных ксеноновых ламп — Philips, Osram, Prolight, Prolumen, Mitsumi и т.д.

Общие характеристики ксеноновых ламп:

  • потребляемая мощность: 35Вт;
  • сила света: 200000Кд;
  • световой поток: 1800-3200ЛМ;
  • цветовая температура: 4200К(бело-желтый), 6000К(белый), 7500К(небесно-голубой), 12000К(ультрафиолет);
  • срок службы — 3000часов.

Достоинства ксеноновых ламп:

  • интенсивный яркий свет;
  • надежность и высокий срок службы (3000 часов);
  • высокая экономичность;
  • малый нагрев.

Недостатки ксеноновых ламп:

  • высокая стоимость;
  • необходимость применения «блока розжига»;
  • со временем лампы теряют яркость, тускнеют и неравномерно освещают дорогу
  • ослепление встречных водителей и пешеходов.

Виды и типы ксеноновых ламп.

В автомобилестроении существуют определённые стандарты видов цоколей.

Различают следующие их виды:

— Серия H: H1, H3, H4, H7, H8, H9, H10, H11, H27(880 / 881)
— Серия D: D1S, D1R, D2C, D2R, D4S
— Серия HB: HB2(9004), HB3(9005), HB4(9006), HB5(9007)

Серия H.

Лампы данной серии имеют цветовую температуру 3000, 4300, 5000, 6000, 8000 кельвинов и работают с ксеноновыми блоками мощностью 35 и 55 ват.

  • Ксеноновая лампа H1 как правило устанавливается в дальний, иногда в ближний свет, а иногда и в противотуманки.
  • Ксеноновая лампа H3, устанавливается как правило в противотуманные фары.
  • Ксеноновая лампа с цоколем H4 (биксеноновая )- чрезвычайно распространена, в основном из за того что она часто стоит в фарах где одна лампа на ближний и дальний свет.
  • Ксеноновая лампа с цоколем H7, устанавливается в ближний свет фар.
  • H8, редко встречающаяся лампочка, устанавливается в противотуманки.
  • H9 такая же редкость как H8, устанавливается в основном на немецких автомобиля в дальний свет. Ксеноновую лампу с цоколем
  • H11, можно часто встретить в противотуманных фарах японских производителей. Ксеноновая лампа с цоколем H27 ( 880 / 881 ), устанавливается, в противотуманные фары корейских автомобилей.
Читайте так же:
Ток светодиодов smd для ламп

Серия D.

Часто штатные лампы данной серии представлены такими фирмами как Philips и Osram. Они имеют только одну цветовую температуру 4300 кельвинов (белый свет с желтым отливом

  • Ксеноновая лампа D1S дорогая и ее использование сопряжено со сложностями.
  • Ксеноновая лампа D1R, в заводском исполнении снабжена специальным напылением, устраняющим паразитные свечения.
  • Ксеноновая лампа D2C, как правило устанавливается в линзу.
  • Ксеноновая лампа D2R представляет из себя лампу D2C, только с оптическим напылением как и в D1R. Только в отличие от D2C , лампа D2R устанавливается в обычные, не линзованые фары
  • Ксеноновая лампа D4S устанавливается на автомобили Toyota и Lexus, причём в линзу. Лампа отличается от всех вышеперечисленных, тем что она не содержит ртуть. Из-за этого есть отличия в работе и розжиге.

Серия HB.

Лампы HB2(9004), HB5(9007) применяются крайне редко. Гораздо чаще применяются лампы HB3(9005), HB4(9006). HB3(9005) как правило устанавливается в дальний свет, реже в противотуманки. HB4(9006) как правило в противотуманки.

Псевдоксенон: стоит ли ставить?

Псевдоксенон — он на то и «псевдо», что в техническом плане к ксенону не имеет никакого отношения. Настоящий ксенон — это газоразрядная лампа, а «псевдо» — суть та же галогенка. Свет у них имеет совсем разную природу: в ксеноновых лампах он возникает за счет электрического дугового разряда, а в галогеновой лампе — как следствие разогрева нити накаливания. С точки зрения физики тут можно сказать, что родственником ксеноновой лампы является сварочный аппарат, а у галогенки — кипятильник. Кстати, «псевдоксенон» — это бытовой термин, штатные же маркетологи в описании таких ламп используют оборот «эффект ксенонового света». И как же получают такой эффект?

Слева ксеноновая (Philips BlueVision Ultra), справа галогеновая лампа (Philips WhiteVision). Они имеют совершенно разную конструкцию и свет у них также разной природы.

Здесь стоит вспомнить о таком понятии как «цветовая температура». Эта величина, измеряемая в градусах Кельвина, которая показывает, насколько нужно нагреть «абсолютно черное тело» для получения света той или иной области спектра. Тут более «теплые» тона будут иметь более низкую цветовую температуру, а холодные — более высокую. В частности, цветовую температуру в 2000 К имеет пламя свечи, 2800 К обычная вакуумная лампа накаливания 100 Вт, 4000 К — люминисцентная лампа холодного белого света, 6000 К — 6500 К — белый ксеноновый свет с легким голубым оттенком, и от 8000К — синий и фиолетовый ксенон.

Цветовая температура классической галогенки — 3 200 К— 3 500 К. При таких характеристиках излучаемый ею свет имеет слегка желтоватый оттенок. Как сделать так, чтобы лампа стала светить белым или голубым светом? Единственный метод — окрашивание колбы. Однако, в этом случае неизбежно отфильтровывается часть полос спектра, плюс лампа теряет в силе света. Поднимать же мощность лампы бесконечно нельзя — будет быстро перегорать вольфрамовая нить накаливания. При этом в фаре появляется нагревательный прибор, который будет ее разрушать.

Читайте так же:
Электролампочки с одним выключателем

Галогенка Philips линейки Blue Vision Ultra с «эффектом ксенона» и обычная со стандартным спектром.

На сегодняшний день известные производители автоламп выпускают «голубые» галогеновые лампы с цветовой температурой от 4000 до 5000 К и мощностью в 55 / 60 Ватт со сроком службы от 400 часов и более, и достаточной светоотдачей. Но все же стоит отметить, что при равных условиях — конструкция и мощность — лампа с неокрашенной колбой, выдающая желтоватый оттенок, будет иметь более высокую светоотдачу (т.е. ярче светить), чем лампа, колба которой имеет синюю или голубую окраску.

Зато автолюбители обрели возможность «быстрого и простого тюнинга» своими силами. Светоотдача псевдоксенона вдвое ниже чем у настоящего: примерно 1550 люмен (25-35 лм/Вт) против 3200 лм (80-90 лм/Вт) — т.е. светить «псевдо» будет в два раза слабее, потребляя при этом почти вдввое больше (60 Вт против 35 Вт). Однако и поставить лампочки куда легче и дешевле. Комплект простенького китайского ксенона стоит порядка 5-7 тысяч рублей с установкой, а набор из двух галогеновых ламп с «эффектом ксенона» от именитых брендов — порядка 1 500 рублей.

Что касается непосредственно производителей, то среди наиболее известных и популярных тут можно назвать линейки Whitebeam от Koito, Cool Blue Intense от Osram, а также линейки WhiteVision и BlueVision Ultra от Philips. Любители совсем жесткой экономии могут попытать счастья на «алиэкспресс» и подобных ресурсах, где «ноунейм» галогенок с «эффектом ксенона» море разливанное, цены от 70 — 80 рублей за лампу.

Кстати, устанавливая псевдоксенон стоит иметь ввиду, что такие лампы с чисто белым, а особенно бело-голубым светом (от 4000К) будут лучше освещать в сухую погоду по сухой дороге, но вот во время дождя, мороси и на мокром асфальте, а также в тумане они проигрывают «традиционному» свету с желтым оттенком в спектре. Бело-голубой свет как-бы «растворяется» на мокрой дороге. Не случайно на всех промо-изображениях, демонстрирующих преимущества бело-голубых галогенок перед обычными, всегда показывается свет фар по сухой или заснеженной дороге в ясную погоду

И еще: при ослеплении встречных водителей, прсевдоксенон оказывается более «жестоким» — яркий бело-голубой оттенок воспринимается сетчаткой глаза болезненнее, чем обычный желтоватый свет. Поэтому к регулировке фар нужно подходить очень ответственно, и в случае надобности, четко выставлять направление светового потока. И уж конечно, никогда не забывать заранее переключаться на ближний!

Каков итог?

Простой и доступный способ сделать более модным и современным экстерьер своего автомобиля. Лучше всего подойдет для тех, кто ездит преимущественно в городе среди постоянного уличного освещения. Главное — не слишком увлекаться и не подбирать откровенно дешевые или явно «декоративные» варианты, которые светят «сами для себя».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector